Банк России утвердил порядок отказа американским компаниям в обслуживании.

Центробанк выпустил указание (3312-У), в котором разъяснил банкам, каким именно образом они должны отказывать компаниям из США или их российским структурам (если доля свыше 10%) в обслуживании и закрывать им счета. Особый порядок работы с заокеанскими клиентами необходим в силу американского антиотмывочного закона FATCA — несмотря на острые отношения с США, российские банки намерены исполнять этот закон. Согласно документу, с которым ознакомились «Известия», для отказа в обслуживании со стороны банка его клиент должен прямо признаться, что не платит налоги в американский бюджет, или у банка должны быть доказательства для таких подозрений. Однако решение об отказе нужно будет согласовать с Центробанком и Росфинмониторингом.

Документ, подписанный первым зампредом ЦБ Георгием Лунтовским, подготовлен во исполнение закона от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юрлицами...» и вступил в силу. По упомянутому закону банки должны сначала запросить письменное согласие американского клиента (на ответ отведено 15 дней). В случае отрицательного ответа банк может сразу отказать ему в обслуживании — в порядке, установленном в новом указании ЦБ.

Так, банки должны отправить клиенту запрос о том, состоит ли он на учете в Налоговом управлении США (IRS) и платит ли американские налоги. На ответ клиенту дается 30 дней. Если банк через 30 дней не получит ответа от компании или возникнет ряд других факторов (компания не предоставит доказательств, что сотрудничает с IRS; клиент откажется от вручения ему запроса, не явится за ним в отделение почтовой связи; организация отсутствует по месту нахождения), кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета.

Не позднее следующего рабочего дня после того, как банк принял решение о расставании, он должен с изложением всех деталей уведомить об этом ЦБ (департамент финансового мониторинга) и Росфинмониторинг почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Банк России рассматривает уведомление 20 дней и выносит решение либо о невозможности расторжения договора, либо о продлении рассмотрения уведомления (в связи с необходимостью получения дополнительных документов), либо о необходимости расторжения договора.

В указании особо отмечено, что Банк России вправе принять решение о невозможности расторжения договора с американской компанией, если это приведет к ухудшению финансового состояния клиента или обслуживающего банка, а также при возникновении угрозы интересам кредиторов, вкладчиков или финансовой стабильности РФ. Свое решение мегарегулятор должен согласовать с Росфинмониторингом.

Если же ЦБ в течение 30 дней вообще не ответил на уведомление банка, американской компании может быть отказано в обслуживании. При получении ответа от ЦБ, в котором запрещается расторгнуть договор с американской компанией, банк не вправе этого сделать — и он должен передавать сведения американским инспекторам, если он подключен к IRS. Если не подключен — штрафы. По американскому закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны начать передавать данные о счетах граждан с 1 июля 2014 года, о юрлицах — со II квартала 2015 года. Неисполнение требований грозит отечественным банкам особыми удержаниями со стороны IRS — при проведении российским банком операции через корсчет американского банка ведомство будет взимать 30% от сумм операций американского клиента. Корсчет в американском банке необходим для проведения долларовых операций. Переговоры по присоединению России к FATCA на уровне ведомств были заморожены в марте из-за украинского кризиса. Чтобы обезопаситься от 30-процентных взысканий, кредитные организации сами регистрируются в IRS — к системе подключились уже около 500 банков (всего их в стране около 900).

— Новое указание ЦБ проясняет ситуацию технически, делая ее более прозрачной и для клиентов, и для банков, — говорит управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елена Федоткова. — Процедура передачи информации IRS хлопотная, и ряд банков склоняется к приостановке обслуживания американских клиентов. В частности, ВТБ объявил об этом шаге (на всю группу ВТБ приходится около 2 тыс. американских клиентов, что мало и не затронет существенно бизнес). У Сбербанка таких клиентов побольше — 20 тыс., однако на фоне 100 млн клиентов это также не смотрится существенным. Таким образом, указание ЦБ и признание FATCA не затронет ключевых игроков рынка.

По мнению директора департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрия Амвросиева, сроки, установленные указанием, являются затянутыми — с точки зрения оперативного взаимодействия с клиентами. В свою очередь, директор юридического департамента СБ Банка Александр Ульянов указывает, что сроки реагирования, установленные в указании, представляются достаточно комфортными для всех участников процедуры. По мнению Ульянова, необходимость в какой-либо срочности отсутствует.

— Сроки, установленные в указании, некомфортны американским компаниям, например, занимающимся поставкой продуктов — они будут портиться, пока банк будет дожидаться ответа от регулятора, — возражает другой банкир.

Ульянов отмечает, что главным образом новация предназначена для банков, до сих пор не подключившихся к IRS, поскольку подключенные банки будут передавать информацию американским налоговикам всё равно на основании договора.

— При взаимодействии с американской компанией банк будет ориентироваться на то, что у него подписан договор с IRS, — говорит топ-менеджер одного из банков. — И сейчас существующие клиенты извещаются о том, что информация о них будет передаваться американским налоговикам. Если клиент этого не захочет, есть другие 99,99% клиентов, которые исправно платят налоги США. Не согласным будут закрываться счета.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий указывает, что усложнение бюрократических процедур приведет к вытеснению американского бизнеса из России, к сокращению торгового обмена между странами.

— С точки зрения объемов торговый оборот с США не критичен для России, — говорит аналитик. — Доля США в российском экспорте товаров в 2013 году составляла 2,1%, в импорте — 5,6%.