Шатдаун помешал России заключить соглашение с Америкой по вопросам применения американского антиотмывочного закона. Российские банки обеспокоены тем, что вскоре им могут грозить налоговые санкции

Через полгода Налоговая служба США (IRS) опубликует список банков, готовых предоставлять информацию об американских налогоплательщиках во избежание уплаты 30-процентного налога. Кредитным организациям, не попавшим в список, грозят санкции. При этом Россия до сих пор не заключила с США межправительственное соглашение, хотя оно уже разработано. Как выяснили «Известия», переговорный процесс был приостановлен из-за угрозы дефолта США.

Российские банки не решаются обратиться к IRS самостоятельно, чтобы заключить с ней договор о передаче сведений. Объем операций с участием американских контрагентов составил $284 млн в 2012 году. Больше всего проблемой озабочены крупные игроки, в частности Сбербанк.

По закону FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения. В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Теперь предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Эти санкции будут применяться уже с 25 апреля 2014 года.

Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути пошла и Россия, заключив с Соединенными Штатами межправительственное соглашение.

Первый раунд переговоров стартовал в конце мая. Изначально оговаривалось, что российские банки будут направлять сведения об американских налогоплательщиках ФНС, а та — IRS.

Как рассказал «Известиям» высокопоставленный чиновник, близкий к переговорному процессу, проект межправительственного соглашения уже разработан. Однако договориться сторонам помешала угроза дефолта США. Технический дефолт мог быть объявлен 17 октября 2013 года из-за разногласий республиканцев и демократов, но противоборствующие стороны пришли к компромиссу.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин сообщил «Известиям», что переговоры с США были заморожены из-за шатдауна:

— В течение нескольких месяцев мы ведем интенсивные консультации с американской стороной по поводу заключения соглашения. Эти консультации были приостановлены в последние недели из-за угрозы дефолта США, но в целом мы надеемся на позитивный исход осуществляемого взаимодействия. И на то, что в ближайшее время мы сможем перейти от консультаций к переговорам, по итогам которых может быть парафировано соответствующее соглашение. Поскольку любое соглашение является двух- или многосторонним актом, гарантировать его подписание как вообще, так и на какую-либо дату мы не можем.

Банкиры с нетерпением ожидают разрешения ситуации. Как ранее отмечала зампред Сбербанка Белла Златкис, если стороны не придут к консенсусу, кредитные организации будут вынуждены заключать с IRS индивидуальные соглашения, чтобы избежать налоговых санкций. При этом действующее российское законодательство (законы о банковской тайне, о персональных данных, Гражданский кодекс) в настоящее время препятствует передаче банками данных о клиентах американским налоговикам.

По словам главного аналитика UFS IC Алексея Козлова, беспокойство банкиров вполне объяснимо: 


— До часа икс остается всего полгода, а воз и ныне там. Нужно разрешить целый комплекс вопросов от изменения российского законодательства до заключения договоренности с США. Даже если в переговорах со Штатами не возникнет конфликта интересов, времени остается крайне мало. Уже сейчас возникает ощущение, что отведенного срока может не хватить.

Предправления банка «БКС Премьер» Эмиль Юсупов и начальник службы финансового мониторинга СМП-банка Ирина Тумасьева сходятся во мнении, что наиболее разумным является централизованный подход: передача данных IRS через ФНС.

Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин обращает внимание на то, что в соглашении нужно прописать критерии, по которым банки должны выбирать клиентов для проверки, а также перечень сведений, которые кредитные организации могут и не могут раскрывать налоговым органам США. Кроме того, должны быть обозначены способы и сроки обмена информацией, а также алгоритм проверки доходов клиентов, указывает Васин. 

Как отмечает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров, банкам потребуются и расходы на софт, и на доработку систем безопасности для передачи данных IRS:

— В целом расходы прямо пропорциональны количеству клиентов банка. Если брать такого гиганта, как «Сбер», то речь может идти и о миллионах долларов.

По мнению замдиректора департамента банковского аудита ФБК Романа Кенигсберга, оптимально было бы использовать для направления сведений каналы Росфинмониторинга, так как он не ограничен в передаче полученной информации третьим лицам, но имеет право получать от кредитных организаций информацию об операциях их клиентов.

В свою очередь, директор банка «Восточный экспресс» по рынкам капитала и связям с инвесторами Виктор Тимотин предполагает, что ряд банков вообще откажется от обслуживания американских налогоплательщиков, чтобы избежать санкций.