Как стало известно РБК daily, для повышения качества контроля сферы платежей и расчетов Банк России создает специальный департамент национальной платежной системы. По планам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной он появится в результате объединения трех профильных департаментов, курирующих этот рынок.
Эльвира Набиуллина продолжает реформировать ЦБ. Серьезная реорганизация ожидается в департаментах, занимающихся платежным сектором. Вслед за кадровыми изменениями (в конце августа стало известно, что ЦБ покидает первый зампред, курирующий это направление, Владислав Конторович последовали и структурные.
По информации РБК daily, ЦБ намерен создать единый департамент, который бы курировал весь российский рынок платежей, проходящих внутри ЦБ и на территории страны. Сейчас этим занимаются три департамента, за работу которых отвечает зампред Банка России Татьяна Чугунова.
Департамент регулирования расчетов, возглавляемый Романом Прохоровым, контролирует платежи и расчеты, которые проходят на территории России, следит за работой платежных систем. Второй департамент ― регулирования, управления и мониторинга платежной системы, возглавляемый Тимуром Батыревым, контролирует работу платежной системы Банка России, а именно системы банковских электронных срочных платежей. Третий департамент ― организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов ― занимается бухгалтерскими счетами федерального казначейства, деньги которого хранятся в ЦБ и распределяются по регионам. В последнее время в ЦБ обсуждали вопрос о введении безналичных инструментов для расчетов сотрудников госорганов.
Развитие платежной инфраструктуры в России, платежных инструментов является сейчас одной из важных задач ЦБ. Весной этого года советом директоров ЦБ была одобрена «Стратегия развития национальной платежной системы», предусматривающая ряд мероприятий со стороны регулятора. И Эльвира Набиуллина проконтролирует их выполнение. Еще до своего назначения на пост председателя Банка России г-жа Набиуллина заявляла, что ЦБ необходимо содействовать увеличению в России безналичных платежей.
«Это окажет влияние не только на развитие банковской системы, но и повысит эффективность борьбы с незаконными финансовыми операциями, позволит вывести из серой зоны товарооборот, увеличит налоговые поступления», ― говорила Эльвира Набиуллина, выступая в апреле перед депутатами Госдумы еще в должности помощника президента.
Причин, по которым было принято создать сейчас единый департамент, несколько. Одна из них — это оптимизация затрат и повышение производительности труда. Вторая причина — это необходимость качественных изменений.
В законе «О национальной платежной системе» нет деления на платежную систему Банка России и других участников рынка, само определение национальной платежной системы включает в себя как межбанковские платежи, так и розничные, как российских, так и иностранных игроков, как регулятора, так и Банка России в роли участника платежной системы. «Поэтому логично и целесообразно иметь один общий департамент по управлению национальной платежной системой, в который бы входили блок надзора, блок методологии, блок регулирования. Иначе получается дублирование функций», — поясняет источник, близкий к ЦБ.
Участники рынка считают консолидацию департаментов в платежной сфере оправданной. «ЦБ приобрел новый для себя статус регулятора НПС, естественно, организационная структура регулятора должна отвечать не только новеллам закона, но и быстро меняющейся индустрии платежей», — отмечает глава департамента по работе с органами государственной власти в России, странах СНГ и Юго-Восточной Европы платежной системы Visa Дмитрий Вишняков. По его словам, новые участники рынка, постоянно совершенствующиеся технологии платежей и защиты потребителя — все это влияет на развитие национальной платежной системы в РФ. «Возможно, задуманная реформа ЦБ позволит регулятору найти более оптимальную структуру, чтобы отвечать современным вызовам индустрии платежей», — добавляет г-н Вишняков.
Председатель совета директоров НП «НПС» Виктор Плескачевский говорит, что внутренняя реорганизация вполне объяснима в рамках создания мегарегулятора. «Этот процесс требует, чтобы за каждым сегментом финансового рынка был точечный и более эффективный контроль, возможно, объединение департаментов будет этому способствовать», — считает он.