После введения прямых платежей из портовых доходов в государственный бюджет Латвии, выполнение утвержденных законодательством портовых функций придется оплачивать из государственного бюджета. К такому выводу пришло Министерство путей сообщения (МПС) страны, оценив деятельность управлений латвийских и эстонских портов и модели их финансирования.

В МПС указывают, что модель финансирования латвийских и эстонских портов значительно отличается. Так, например, в Эстонии государство не только обеспечивает осуществление портовых функций из государственных средств, порты также получают государственную дотацию. В Латвии выполнение оговоренных законом портовых функций оплачивают латвийские Управления порта из своих средств.

Общие затраты Рижского, Вентспилского и Лиепайского управлений порта на такие функции, как средства навигации, служба капитана порта, защита окружающей среды, зимняя навигация, портовая полиция и другие функции, в том числе выполнение дноуглубительных работ, в 2012 году составили 24,8 млн латов (35 млн евро). В свою очередь, в Эстонии выполнение данных функций обеспечивает Морская администрация Эстонии и Пограничная служба Эстонии, деятельность которых финансируется из госбюджета. В 2011-м и 2012 году эстонский порт АО "Tallinna Sadam" в целом получил госдотацию в объеме примерно 18 млн евро (в пересчете — 12,65 млн латов).

Таким образом, Министерство путей сообщения возражает против введения отдельных, новых платежей, которые должны платить порты, без пересмотра общей модели их финансирования, и указывает, что введение дополнительных платежей будет угрожать качественному выполнению портовых функций, утвержденных законодательством, и конкурентоспособности порта, в том числе сокращая количество средств, направляемых на инвестиции.

Глава МПС Анрийс Матисс допускает, что введение портовой пошлины и оплата государством выполнения портовых функций может вызвать негативное влияние на госбюджет. Поэтому министр призывает не принимать поспешных решений, которые приведут к снижению грузооборота не только портов, но и Латвийской железной дороги.

Напомним, что депутаты партийной коалиции планируют с начала 2014 года обложить крупные порты новым налогом – порты Риги, Вентспилса и Лиепаи должны будут отдавать около 20% своих доходов в госкассу. Такое предложение выдвинула на рассмотрение партнерам по коалиции "Партия реформ" и контролируемое партией Министерство экономики. Согласно оценкам специалистов, казна получит дополнительно 12 млн латов, которые потратят на ремонт дорог, а освободившиеся бюджетные средства политики собираются направить на социальные нужды.

Латвийский совет портов, логистики и транзита отклонил предложение обложить портовые сборы пошлиной. Представители нескольких портовых предприятий уже известили его о том, что уйдут из портов, если будет введена пошлина.

Как сообщил вице-мэр Риги, председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс, решение принято убедительным большинством голосов, а премьер-министр Валдис Домбровскис воздержался.

"Идея введения портовой пошлины — глупая и ошибочная, и коалиционный совет согласовал это предложение только потому, что "Единство" подчиняется давлению "Партии реформ", — заявил Америкс.

По его словам, за каждую переваленную тонну порт получает по 1 евро – в прошлом году заработали 34 млн евро, из которых примерно половину потратили на выполнение государственных функций. Также Рижский порт содержит маяки, капитанскую и лоцманскую службу, ледокол "Варма", который работает по всему Рижскому заливу. Если ввести портовую пошлину, порт потеряет средства на улучшение инфраструктуры, углубление акваторий, решение экологических проблем, подчеркнул председатель правления Рижского свободного порта.

Ассоциация транзитного бизнеса, представители портов высказались категорически против. Представители портов заявили, что их средства ограничены, так как нужно отдавать кредиты банкам, а в случае введения пошлины придется повышать расценки для предпринимателей.

Со своей стороны, представитель крупных портов Карлис Лейшкалнс назвал инициативу введения пошлины "идеей фикс", без реальной оценки того ущерба, который она причинит народному хозяйству.

По словам мэра Лиепаи Улдиса Сескса, представители нескольких портовых предприятий уже известили его о том, что уйдут из Лиепайского порта, если будет введена пошлина.

Госсекретарь Минсообщения Каспарс Озолиньш также проявил солидарность с представителями отрасли и считает введение портового налога неразумным шагом. "Рижский, Вентспилсский и Лиепайский порты очень конкурентоспособны, могут составить конкуренцию и портам остальных стран Балтии, и даже портам России. Нужно всегда смотреть на ситуацию шире: ведь чем больше грузооборот, тем больше рабочих мест, и в результате бюджет получает деньги от социального и подоходного налогов. Введение дополнительных налогов снизить привлекательность портов для инвесторов, поскольку порты будут вынуждены повышать тарифы", — заявил Озолиньш.