Регулятор хочет контролировать оборот долговых бумаг

Центробанк требует от банков создать базу учета всех выпущенных и учтенных векселей. Об этом говорится в письме за подписью замдиректора департамента банковского надзора ЦБ Михаила Ковригина, поступившем на днях в коммерческие кредитные организации (есть у «Известий»). В документе отмечается, что создание подобной базы призвано пресечь появление на рынке мошеннических схем с использованием «зеркальных» векселей.

«Зеркальный» вексель — это ничем не обеспеченная точная копия обращающегося на рынке векселя. По реквизитам такой документ идентичен реальной ценной бумаге, но не имеет материальной ценности.

Недобросовестные банки используют «зеркальные» векселя в мошеннических схемах — для искусственного увеличения капитала, искажения качества активов или вывода их из кредитных организаций. К примеру, такая схема может выглядеть следующим образом. Один банк из финансовой группы приобретает подлинный вексель. Другие кредитные организации, входящие в эту группу, учитывают у себя на балансе его «зеркальную» копию. После того как деньги в оплату будут перечислены технической компании, в активах финансовых учреждений образуется ничем не покрытый убыток. Подобные схемы с использованием «зеркальных» векселей применялись в обанкротившихся кредитных организациях, входивших в финансовую группу скандально известного Матвея Урина (Славянском банке, Традо-банке, банке «Монетный двор»).

— Руководители данных банков по указанию акционеров направляли свободные средства на покупку ценных бумаг, — пояснял ранее «Известиям» замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников. — Контрагентом банков по данным операциям в основном была финансовая компания «Эдвантис кэпитал», имевшая лицензию ФСФР на проведение депозитарной деятельности. Одна из схем в общих чертах выглядела следующим образом: финансовая компания предоставляла банкам выписки о покупке ценных бумаг, но полученные деньги на биржу в оплату бумаг не переводила, а предоставляла займы физлицам.

Впервые с проблемой использования «зеркальных» векселей в мошеннических схемах ЦБ столкнулся в 2004 году. Тогда это были единичные случаи, но уже к 2010 году на балансах банков числились учтенные копии векселей на общую сумму до 1 млрд рублей.

По данным ЦБ, на 1 августа 2013 года векселя выпускали 577 кредитных организаций из 951. Общий объем выпущенных векселей на 1 августа составил 1,1 трлн рублей, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 4,9%. При этом объем учтенных банками векселей превысил 300 млрд рублей, указывает замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. В 2012 году существенно увеличился объем учтенных векселей в иностранной валюте (с 20 млрд до 90 млрд рублей), добавляет собеседник «Известий». Крупнейшие векселедатели — Сбербанк, банк «Санкт-Петербург», Номос-банк.

Чтобы пресечь незаконную деятельность, регулятор в ходе проверок проверяет подлинность векселей. Если у кредитного учреждения выявятся сомнительные ценные бумаги, то оно должно будет доказать их подлинность. Если банк не сможет этого сделать, он будет обязан доначислить резерв и уменьшить капитал на их стоимость. У банков, в которых большой объем «зеркальных» векселей привел к нарушению нормативных требований ЦБ, регулятор сможет отзывать лицензию.

В арсенале ЦБ в скором времени может появиться еще один инструмент для борьбы с мошенниками, использующими «зеркальные» векселя. Как выяснили «Известия», Банк России рекомендовал кредитным организациям — участникам вексельного рынка создать базу выпущенных и учтенных векселей. Соответствующая рекомендация содержится в письме за подписью замдиректора департамента банковского надзора ЦБ Михаила Ковригина, поступившем на днях в коммерческие кредитные организации (есть у «Известий»).

— Полагаем, что проблема «зеркальных» векселей может быть решена только путем создания единой базы данных о выпущенных и учтенных векселях всеми участниками рынка, которая позволяла бы получать информацию о наличии в обращении векселей с идентичными реквизитами, — указывает Ковригин. — В случае создания соответствующей базы данных Банк России может пользоваться сведениями из нее для дополнительного подтверждения принадлежности векселя конкретному банку.

По словам участников рынка, создание базы векселей необходимо.

— Это продолжение системной политики ЦБ по уменьшению непрозрачности и рисков в расчетах между банками и предприятиями, — отмечает предправления СДМ-банка Максим Солнцев. — База может стать удобным инструментом в борьбе с мошенническими схемами с привлечением векселей, в том числе и с «зеркальными» векселями.

Помимо проблем с «зеркальными» векселями, есть риск мошенничества с выпуском векселя организации ее бывшим собственником или руководителем задним числом после ее продажи, указывает Кенигсберг. Если организация не декларирует отказ от выпуска векселей в своем уставе, то такой риск подразумевается при любой сделке ее поглощения, снижая интерес инвесторов к покупке российских компаний и банков, замечает собеседник «Известий». И здесь официальная база данных о факте выпуска векселя очень помогла бы участникам рынка, считает он.

— Наиболее правильным представляется использование сайта ЦБ как площадки для размещения такой базы, — считает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. — Было бы полезным, если бы эта информация стала открытой для пользователей (по аналогии с публикуемым ломбардным списком).

Эта информация не обязательно должна быть общедоступной, она может оперативно предоставляться по запросу, апеллирует замруководителя инвестиционного департамента Промсвязьбанка Сергей Миленин.

Необходима добрая воля всего бизнес-сообщества, поскольку создание и полноценное функционирование базы данных невозможно без участия всех игроков на вексельном рынке, говорит главный аналитик UFS CI Алексей Козлов.

Однако при реализации инициативы регулятора могут возникнуть проблемы, пишет Ковригин: «Появляются дополнительные риски, связанные с доверием к информационному ресурсу, а также с точки зрения информационной безопасности».

Эксперты обращают внимание и на другие нюансы.

— Создание базы данных любой сложности, а тем более связанной с финансовыми инструментам, — это высокотехнологичный и затратный процесс, — говорит директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют-банка Сергей Михайлов. — На поддержку базы в актуальном состоянии требуются большие расходы. Учитывая, что предлагаемая база должна содержать информацию о наименовании эмитентов, а может быть, и о держателях векселей, необходимо будет решать сложный вопрос о конфиденциальности и передаче информации третьим лицам.

Автоматизация процесса может быть сопряжена с некоторыми техническими сложностями, комментирует вице-президент СМП-банка Ирина Данилина. В первую очередь речь идет о сроках размещения информации на сайте: если на это будет уходить несколько недель, то этого времени достаточно для изготовления «зеркального» векселя и попытки его использования в противоправных целях, указывает собеседница «Известий».

— Если в реестре векселей будет фиксироваться только факт выпуска ценной бумаги, то проблему именно «зеркальных» векселей это не решит, поскольку информацией о выпуске оригинального векселя будут пользоваться и его владелец, и владельцы его клонов, — говорит Кенигсберг. — Тогда необходимо фиксировать все факты изменения векселедержателей, что может существенно замедлить и удорожать обращение векселей. Тем более что многие ценные бумаги выпускаются банками только для их одновременного заклада под кредитные обязательства клиентов.

Создание базы может привести к сокращению вексельных расчетов, считает Солнцев.