Интернет-мошенники в последнее время открыли для себя новый способ отъема денег у населения. Держателям банковских карт они отправляют на мобильные телефоны смс-сообщения якобы от имени Центробанка о том, что "пластик" заблокирован. И просят сообщить данные, чтобы его разблокировать.

Эксперты "Российской газеты" рассказали, как следует себя вести в таких случаях гражданам.

Схема аферы на деле довольно незамысловатая. СМС-ка чаще всего приходит с подписью вроде "ЦБ РФ" или "Служба безопасности Банка России".

Дается в конце и обычный номер сотового телефона, по которому мошенники просят позвонить доверчивого потребителя для разблокировки карточки. Все это делается в надежде на то, что человек в разговоре с преступником сообщит пин-код и номер карты. Дальше вас, скорее всего, попросят вставить ее в банкомат и ждать дальнейших указаний. Их, впрочем, уже не будет. А деньги  с вашей карты будут похищены.

"Надо понимать, что если у мошенников будет доступ к пин-коду и карточке, то можете считать, что деньги вы им подарили", - пояснил в разговоре с "РГ" президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. И предупредил, что на такие смс-сообщения просто не надо отвечать.

А также напомнил, что на самом деле, существует множество видов подобного мошенничества. Так что если вы четко не понимаете, о чем речь, не нужно реагировать на смс-ки.

"В случае если клиент банка "повелся" на такое сообщение, то вернуть потерянные деньги практически невозможно. Операции с пин-кодом обычно считаются клиентскими", - продолжает научный сотрудник Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко.

По его мнению, реагировать на такие смс-сообщения надо просто. А именно - перевернуть свою пластиковую карточку. На ее обороте обязательно будет указан телефонный номер банка.
"По нему нужно позвонить и сообщить о факте мошенничества. А сотрудники банка обязательно обратятся в правоохранительные органы", - советует Мирошниченко. Еще один вариант - обратиться к своему сотовому оператору.

Что же касается подписи от имени Центробанка, то Банк России не ведет рассылку смс-сообщений, уточняют эксперты. Об этом, кстати, отдельной строкой сообщается на главной странице сайта ЦБ. И мошенники просто-напросто пытаются "задавить" авторитетом.

Стоит также напомнить, что назвать пин-код банковской карты не может потребовать от клиента ни регулятор, ни даже кредитная организация, которая ее обслуживает. Эти четыре цифры - исключительно для потребителя банковских услуг.

Кстати
Такой способ воровства называется "фишинг" - от английского слова fishing - "рыбалка". Преступник как бы "закидывает удочку" своей жертве и выманивает нужную информацию. Любопытно, что "фишеры" не фильтруют свои базы данных и отправляют смс-ки наугад. На днях такое сообщение пришло даже первому заместителю председателя правления крупнейшего Интернет-банка. Банкир сообщил об инциденте в правоохранительные органы. Теперь мошенниками займется полиция.