Власти не оставляют надежд снизить расчеты наличными деньгами. Их должны постепенно вытеснить банковские карты, электронные деньги и другие современные инструменты расчетов.

Предложения, как это сделать, могут быть озвучены уже на следующей неделе в минфине, где пройдет первое заседание Межведомственного совета по подготовке предложений, направленных на оптимизацию платежного оборота в стране.

Недавно, напомним, глава минфина Антон Силуанов выступил с предложением ограничить расчеты наличными деньгами.

Правда, конкретных предложений по этому поводу ведомство пока не готовит, сообщили вчера "Российской газете" в пресс-службе ведомства. И пояснили, что министерство будет действовать в рамках межведомственного совета.

Корреспонденты "Российской газеты" попытались выяснить, с какими конкретными идеями придут на совещание в минфин его участники.

К теме ухода от налички власти подбираются достаточно давно. И есть за что бороться.

По экспертным оценкам, прямые издержки российской экономики, связанные с оборотом наличных денежных средств, составляют 1,1 процента ВВП (или 430 миллиардов рублей в ценах 2009 года), говорится в презентации доклада к заседанию совета. Кроме того, международные сравнения показывают сильную зависимость уровня "теневой" экономики от использования наличных денег в стране, отмечается в докладе. На то, что большой объем "живых" денег в обороте - один из источников подпитки теневого сектора экономики обращал внимание и глава минфина Антон Силуанов. А доля "тени" в экономике страны, по оценке Росстата, достигает 30 процентов ВВП.

И если победить теневую экономику, то выходит, что можно 30 процентов доходов граждан перевести на банковские счета, говорит один из участников совещания в минфине, вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Но это - пожелания. Вопрос упирается в то, как их осуществить на практике.

Однако прежде надо понять, причины столь низкого проникновения безналичных инструментов в жизнь российского населения, замечает еще один участник будущей дискуссии, глава ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. И предлагает начать работу с анализа причин, по которым граждане упорно не желают переходить на безнал. По данным Центробанка, на конец третьего квартала прошлого года у населения на руках находилось 167 миллионов банковских карт. При этом граждане с их помощью совершили операций на 11,4 триллиона рублей. Но львиную долю из них составляли операции по снятию наличных - на них пришлось 9,8 триллиона рублей. "И никто не может дать четкого ответа на простейший вопрос: почему человек берет свою кредитную карту и, вместо того чтобы рассчитываться с ее помощью в магазине или кафе, снимает с нее наличку и расплачивается "живыми" деньгами", - недоумевает Достов. Можно, конечно, списать все на неразвитость инфраструктуры. Но в большинстве крупных торговых точек рассчитаться картой сейчас все-таки можно. И сегодняшняя критически низкая доля безналичных платежей не соответствует недоразвитости инфраструктуры, считает собеседник "РГ". "Было бы понятно, если бы это были десятки процентов, но почему всего десять процентов - загадка", - говорит эксперт. Причем самое тревожное, на взгляд Достова, - это практически неизменная на протяжении многих лет доля использования карт для расчетов, без устойчивого роста. Правда, по мнению Иванова, привычка граждан пользоваться наличкой связана в том числе и с мошенничеством с банковскими картами. Пока ежегодно объем мошенничества в этой сфере удваивается, говорит он. И в подавляющем большинстве случаев такие преступления остаются безнаказанными. Проблема в том, что в Уголовном кодексе состав таких преступлений четко не прописан, говорит этот эксперт.

Кроме того, считают собеседники "РГ", нужно продумывать систему стимулов для того, чтобы карточные расчеты были максимально удобными для граждан и выгодными для бизнеса. "Через закон можно подстегнуть торговые точки к созданию инфраструктуры для приема карт. Это можно внедрять поэтапно. Начать с самых крупных, потом перейти к средним. Критериями могут быть объем оборота, размер площадей", - предлагает Иванов. Но, по мнению Достова, это не лучший выход из ситуации. Например, для небольшой торговой точки установка и обслуживание терминала могут вылиться в чувствительную сумму. Возможно, считает он, есть смысл ввести для торговцев специальные дотации на внедрение терминалов. Но каковы будут в таком случае расходы государства, пойдут ли на это власти - вопрос открытый.

Собираются банкиры поднять на совещании в минфине и блок вопросов, связанных с налогообложением банковских карт, рассказал Иванов. Сейчас, поясняет он, возникают проблемы с программами лояльности в сфере розничного кредитования у некоторых банков. Они предусматривают, что постоянному клиенту за пользование картой возвращается бонус. Но пока он рассматривается как получение выгоды и облагается налогом. Выходит, что налогообложение дестимулирует расширение операций по банковским картам, сокрушается эксперт.

Впрочем, к самим банкам тоже есть вопросы. Так, для магазинов операции по обработке безналичных платежей дороже, чем по наличным платежам, говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. Тарифы на обработку безнала составляют примерно 2 процента, наличных денег - 1,5-2 процента. Договориться о снижении тарифов на безнал могли бы сами банки, но можно прописать это и в законе.