С вступлением в силу с 1 января международных договоров России, Белоруссии и Казахстана (о согласованной макроэкономической политике, согласованных принципах валютной политики, единых принципах и правилах техрегулирования и др.) на территории Таможенного союза (ТС) сформировано Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Целью нового интеграционного объединения является формирование эффективной транспортной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основании единых правил и норм, расширение рынков сбыта, замена механизмов антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер на единые правила в области конкуренции и субсидий, международные правовые гарантии, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития трех стран.

Понятно, что такие амбициозные цели требуют дальнейшего совершенствования как наднациональной нормативно-правовой базы ЕЭП, так и национальных законодательств стран-участников: таможенных, налоговых, бюджетных кодексов и т. д.

В конце прошлого года Всемирный банк завершил исследование таможенного законодательства ТС и пришел к выводу, что оно в полной мере соответствует международному. Тем не менее, по словам руководителя Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина, работа над оптимизацией Таможенного кодекса ТС продолжается. Свои предложения высказывают коллеги из Белоруссии и Казахстана, поступают вопросы от представителей бизнеса о необходимости дальнейшего упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров. Трехсторонней рабочей группой рассмотрено почти полтысячи предложений по улучшению кодекса, которые в самое ближайшее время начнут предметно обсуждаться, после чего будут вынесены на рассмотрение Комиссии Таможенного союза (КТС).

При этом, отметил Владимир Ивин, структура кодекса не изменится, но вот те недочеты, которые выявились за полтора с лишним года его "эксплуатации", будут устранены. Поставлена задача сделать ТК ТС документом прямого действия, то есть уменьшить в нем количество отсылочных норм к национальным законодательствам стран-участников. "Необходимо, чтобы и таможенники, и участники ВЭД руководствовались им в своей работе, а не лазили по всей нормативной базе, Интернету и т. д.", - сказал Владимир Ивин.

Наименее унифицированным в ТК ТС сейчас является платежный блок, напрямую связанный с удобством работы для участников ВЭД, депонированием их средств, отвлеченных от деятельности. В частности, много недовольства представителей бизнеса вызвало отсутствие в ТК ТС (и российском законе о таможенном регулировании) статьи о возможности внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных пошлин.

Как объяснила "РБГ" старший специалист по методологии таможенных операций компании "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева, сейчас участники ВЭД используют авансовые платежи для уплаты вывозной пошлины, сборов и налогов. Ввозная пошлина оплачивается отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. На первый взгляд суть одна и та же, однако различия в терминологии влекут за собой разные правовые последствия, поскольку пошлина относится к таможенным платежам, авансовый же платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке.

Причем ТК РФ в свое время разрешал использовать аванс в счет уплаты ввозных пошлин. Действует такая норма и в национальном таможенном законодательстве Казахстана. Сейчас планируется пополнить этой статьей ТК ТС.

Также станет возможным использование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. Срок для обращения участников ВЭД о возврате сумм, полученных от реализации задержанных товаров, будет продлен с 3 месяцев до 3 лет. Станет реальной подача таможенной декларации при предварительном декларировании до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и частных инвестпроектов планируется отменить обязательное представление декларантом документов, на основании которых была заполнена ГТД, в пользу выборочных проверок на основе системы оценки рисков. Также участник ВЭД скоро сможет завершить транзит и выпуск товаров по предварительному декларированию без их предъявления таможне, если последняя не намерена проводить таможенный контроль таких товаров. В обновленном наднациональном законодательстве также появится статья, предусматривающая ответственность сотрудников таможни за нарушение сроков регистрации деклараций и выпуска товаров.

После того как будут внесены изменения в ТК ТС во всех странах - участниках ТС продолжится унификация национальных таможенных законодательств для создания единых принципов таможенного администрирования. Например, российский закон о таможенном регулировании оперирует термином "специальная таможенная процедура", при которой отдельные категории товаров ввозятся или вывозятся из РФ с полным освобождением от пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. А в белорусском законодательстве такого понятия нет, из-за чего возникают проблемы.

Еще пример. КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение таможенного режима (статья 16.19, достаточно часто применяемая таможенниками). А ТК ТС понятия "таможенный режим" не содержит вовсе: товары при ввозе/вывозе помещаются под таможенные процедуры. И получается, что в случае нарушения участником ВЭД условий помещения товаров под ту или иную процедуру он не может быть привлечен к ответственности по статье 16.19 КоАП РФ.