Какие способы вывода активов топ-менеджеры и совладельцы компаний применяют чаще всего? Почему сегодня привлечь их к ответственности практически невозможно? И, наконец, какие действия руководителей и собственников, а также оценщиков, которых они используют, Следственный комитет России предлагает криминализировать. Об этом — в статье непосредственного разработчика законопроекта.

В российской практике корпоративных конфликтов широко распространены различные противоправные схемы вывода из коммерческих организаций ликвидных активов, осуществляемые их руководителями или контролирующими владельцами. В результате ущемляются права и законные интересы миноритарных инвесторов либо государства как собственника имущества унитарного предприятия.

При реализации таких схем грубо нарушаются обязательные требования и процедуры одобрения крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Кроме того, используются отчеты об оценке имущества, в которые недобросовестными оценщиками за определенное вознаграждение включается заведомо завышенная или заниженная стоимость имущества.

Рассмотрим  применяемые способы  неправомерного вывода активов.

Наиболее распространенный из них – уклонение единоличного исполнительного органа от инициирования процедуры одобрения сделки по отчуждению имущества компании уполномоченным органом или лицом. В целях инсценировки правомерности уклонения передаваемое по такой сделке имущество заведомо недооценивается. Такая ситуация возможна в случаях, когда стоимость имущества может быть установлена органом управления без обязательного привлечения оценщика. Аналогичным способом могут выводиться и денежные средства организации под видом сделок на приобретение существенно переоцененного имущества, работ или услуг. Последствием таких мер является целенаправленный вывод совершаемой от имени организации сделки из сферы корпоративного контроля.

При этом лица, осуществляющие вывод активов, рассчитывают на позицию Высшего Арбитражного суда РФ, согласно которой сделка, совершенная с нарушением правил одобрения крупных сделок, является оспоримой. Так, в п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указывается, что при рассмотрении споров о признании недействительными крупных сделок судам необходимо  руководствоваться ст. 174 ГК РФ, предусматривающей последствия совершения сделки с превышением полномочий.

Еще один вариант – манипуляции с балансовой стоимостью активов, то есть базой, из которой исчисляется процентное соотношение стоимости отчуждаемого имущества. К примеру, на баланс организации ставятся активы, не представляющие реальной финансовой и производственной ценности, но внешне создающие их видимость и формально увеличивающие стоимость активов. В результате сделка формально перестает подпадать под критерии крупной.

Согласно п. 2 ст. 78 закона "Об акционерных обществах", цена отчуждаемого или приобретаемого имущества при совершении крупной сделки определяется советом директоров или наблюдательным советом общества. В связи с этим встречаются также случаи сговора лиц, осуществляющих вывод активов, с членами соответствующего коллегиального органа. Последние голосуют за одобрение заведомо невыгодной компании сделки, получая за это вознаграждение или долю выведенных активов. Во многих случаях закон не предусматривает обязательного привлечения оценщика для оценки имущества, являющегося предметом подлежащей одобрению сделки. Несмотря на это, чтобы обосновать соответствие продажной или покупной цены имущества его рыночной стоимости, организаторы вывода активов могут вступать в сговор с оценщиком. Тот за соответствующее вознаграждение вносит в отчет об оценке имущества заведомо недостоверные данные о цене объекта. Фальсификация цены в отчете осуществляется либо путем непосредственного искажения числовых показателей при расчете рыночной стоимости объекта оценки, либо посредством применения заведомо необоснованных стандартов или методов оценки, в том числе манипулирования с так называемыми количественными допущениями.

Анализ правоприменительной практики в рассматриваемой области показал, что одни лишь меры гражданско-правовой ответственности (признание оспоримой сделки недействительной и возмещение причиненного ущерба) объективно недостаточны для эффективной борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Однако в связи с несовершенством действующего уголовного законодательства привлечь недобросовестных участников указанных схем захвата имущества к уголовной ответственности практически невозможно. В УК РФ отсутствует статья, устанавливающая ответственность оценщика за заведомо недостоверную оценку имущества. И это несмотря на то, что законодательство об оценочной деятельности наделяет отчет оценщика об оценке объекта свойством публичной достоверности. Так, в соответствии со статьей 12 закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" достоверность указанной в отчете цены предполагается до тех пор, пока иное не установлено в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке.

Примечательно, что, умалчивая об оценщиках, УК РФ содержит статью 201, предусматривающую ответственность нотариусов и аудиторов за ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, хотя роль оценщиков в противоправных схемах зачастую не менее важна.

Уголовная ответственность оценщика возможна только за пособничество в хищении имущества. Но для этого обвинению нужно, во-первых, доказать факт предварительного сговора с лицами, совершающими хищение,  во-вторых, – что умыслом оценщика охватывалась сама схема хищения.

Также практически невозможно привлечь к уголовной ответственности за хищение членов органов управления компании. Дело в том, что при неправомерном выводе активов имущество приобретается либо отчуждается не на безвозмездной основе, а лишь с занижением или завышением его рыночной стоимости. Одним же из обязательных признаков хищения, исходя из примечания к ст. 158 УК РФ, является безвозмездность, предполагающая, если толковать буквально, полное отсутствие денежной или иной материальной компенсации за противоправно изъятое у потерпевшего имущество либо за приобретенное право на имущество.

С учетом этого в Следственном комитете России разработан проект закона, предусматривающий дополнение Уголовного кодекса двумя новыми статьями.

Одна из них (2011) предусматривает уголовную ответственность руководителя организации  за различные варианты нарушения правил одобрения сделки.

Так, руководитель, уклоняющийся от инициирования обязательной процедуры одобрения сделки компетентным органом организации, может быть лишен свободы на срок до одного года со штрафом до 200 000 руб. При этом ответственность наступает лишь в случае, когда цена завышена или занижена в крупном размере. Таковой предлагается считать цену, отличие которой от рыночной составляет от 25 до 50 процентов. Если же 50-процентная граница превышается, деяние подпадает под признаки совершенного в особо крупном размере, что влечет наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до пятисот тысяч рублей.

Этой же статьей предусматривается ответственность руководителя и за другие составы преступлений: определение заведомо неверной цены имущества и одобрение сделки с таким имуществом (при наличии корыстного или иного личного мотива), а также сокрытие своей заинтересованности в совершении сделки. 

Наконец, второй предлагаемой СКР статьей (2031) вводится уголовная ответственность для лиц, уполномоченных осуществлять оценочную деятельность, за злоупотребление своими полномочиями. Предусмотрены два варианта незаконных действий оценщика: включение в отчет заведомо неверной стоимости объекта и использование заведомо необоснованных стандартов оценки. Обязательными условиями привлечения к ответственности являются крупный размер завышения или занижения стоимости, а также наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до пяти лет – грозит за те же действия в особо крупном размере. Критерии крупного и особо крупного размера аналогичны приведенным выше. 

***
Статья 2011. Нарушение правил одобрения сделки

1. Уклонение руководителя организации от инициирования процедуры одобрения (согласования) общим собранием акционеров (участников), советом директоров хозяйственного общества, собственником имущества, иным компетентным органом или лицом сделки (нескольких  взаимосвязанных сделок), подлежащей в соответствии с законом обязательному одобрению (согласованию), если цена отчуждаемого организацией прямо или косвенно по такой сделке (сделкам) имущества, работ или услуг заведомо занижена в крупном размере либо цена приобретаемого организацией прямо или косвенно по такой сделке (сделкам) имущества, работ или услуг заведомо завышена в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Определение заведомо заниженной в крупном размере цены имущества, работ или услуг, сделка (несколько  взаимосвязанных сделок) по отчуждению которых организацией прямо либо косвенно в соответствии с законом подлежит обязательному одобрению (согласованию) общим собранием акционеров (участников), советом директоров хозяйственного общества, собственником имущества, иным компетентным органом или лицом, а равно определение заведомо завышенной в крупном размере цены имущества, работ или услуг, сделка (несколько  взаимосвязанных сделок) по приобретению которых организацией прямо либо косвенно в соответствии с законом подлежит обязательному одобрению (согласованию) общим собранием акционеров (участников), советом директоров хозяйственного общества, собственником имущества, иным компетентным органом или лицом, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Одобрение сделки (нескольких взаимосвязанных сделок), направленной на отчуждение организацией прямо либо косвенно имущества, работы или услуги, цена которых заведомо занижена в крупном размере, а равно одобрение сделки (нескольких  взаимосвязанных сделок), направленной на приобретение организацией прямо либо косвенно имущества, работы или услуги, цена которых заведомо завышена в крупном размере, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до четырех лет либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Сокрытие лицом своей заинтересованности в совершении сделки (нескольких  взаимосвязанных сделок), если эти действия были совершены в целях отчуждения организацией прямо либо косвенно по заведомо заниженной в крупном размере цене имущества, работ или услуг по такой сделке без ее одобрения общим собранием акционеров (участников), советом директоров хозяйственного общества, собственником имущества, иным компетентным органом или лицом либо в целях приобретения организацией прямо либо косвенно по заведомо завышенной в крупном размере цене имущества, работ или услуг по такой сделке без ее одобрения общим собранием акционеров (участников), советом директоров хозяйственного общества, собственником имущества, иным компетентным органом или лицом, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они были сопряжены с занижением или завышением цены имущества, работы или услуги в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Завышенной или заниженной в крупном размере ценой имущества, работы или услуги в настоящей статье, а также в статье 2031 настоящего Кодекса признается стоимость имущества, работы или услуги, которая более чем на 25 процентов, но менее чем на 50 процентов выше или ниже рыночной стоимости данного имущества, работы или услуги, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, а завышенной или заниженной в особо крупном размере – стоимость имущества, работы или услуги, которая более чем на 50 процентов выше или ниже рыночной стоимости данного имущества, работы или услуги, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

2. Если законодательством Российской Федерации предусмотрено,  что решения об инициировании одобрения сделки, направленной на отчуждение или приобретение прямо либо косвенно имущества, работы или услуги либо об определении цены имущества, работы или услуги, сделки по отчуждению или приобретению которых прямо либо косвенно подлежат одобрению, либо об одобрении сделки по отчуждению или приобретению прямо либо косвенно имущества, работы или услуги должны приниматься коллегиальным органом управления организации, то ответственности по настоящей статье подлежат лица, занимающие должности в этом органе управления организации, которые голосовали за принятие соответствующего заведомо незаконного решения.

Статья 2031. Злоупотребление полномочиями оценщика

1. Включение в отчет об оценке объекта заведомо завышенной или заведомо заниженной в крупном размере итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, а равно использование заведомо необоснованных стандартов оценки в целях умышленного завышения или занижения в крупном размере итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности лицом, уполномоченным осуществлять оценочную деятельность, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же действия, если они были направлены на завышение или занижение итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.