Прошедший год выдался неоднозначным для российских нефтяных компаний, хотя РФ и сохранила за собой звание первой в мире нефтедобывающей страны, а отраслевые компании продолжили увеличивать финансовые показатели на фоне высоких цен на добываемое сырье.

В течение года нефтяникам удавалось создавать эффективные альянсы и получать прибыль от изменения системы налогообложения. При этом на топливном рынке сохранялось "ручное управление", что не мешало топливным кризисам и росту цен на бензин внутри страны.

Впереди планеты всей

Официальные итоги работы нефтяного комплекса в прошедшем году выглядят оптимистично. Россия сохранила за собой мировое лидерство по добыче нефти. По данным Министерства энергетики, по итогам года производство черного золота в стране выросло на 1,2% - до 511 млн т, что несколько превысило первоначальный прогноз ведомства. По мнению главы Минэнерго Сергея Шматко, топливно-энергетический комплекс РФ раньше других отраслей оправился от последствий международного финансового кризиса.

Соответственно, прирост добычи по итогам года продемонстрировали почти все нефтяные компании. "Роснефть" увеличила выпуск нефти на 2,5% - до 122,5 млн т, "Сургутнефтегаз" - на 2% - до 60,8 млн т, "Газпром нефть" произвела углеводородов на 7% больше, чем годом ранее - 57,2 млн т. ТНК-BP пока не объявляла официальных результатов, однако рассчитывает на рост добычи на уровне 1,5-1,7%.

В аутсайдерах роста оказался только ЛУКОЙЛ. По итогам года компания снизила добычу на 5,5% - до 90,7 млн т, однако в будущем планирует изменить ситуацию за счет новых проектов.

Рост добычи сопровождался значительным увеличением финансовых показателей. И хотя основную отчетность по итогам 2011г. компания сможет представить только в феврале-марте, показатели первых трех кварталов 2011г. продемонстрировали значительный рост выручки и чистой прибыли, что заставило инвесторов надеяться на получение значительных дивидендов.

Год растущей нефти

Основным катализатором деятельности стали неожиданно взлетевшие в 2011г. цены на нефть. Поводы для этого были сугубо геополитические и совсем не радостные: "оранжевые революции" на Ближнем Востоке, в частности в Ливии, а также землетрясение в Японии, спровоцировавшее аварию на АЭС "Фукусима" и утечку радиации. По оценкам аналитиков ФГ БКС, стоимость черного золота марки Brent в течение 2011г. выросла на 40% и в среднем составила 111 долл. за баррель.

По мере урегулирования некоторых геополитических проблем цены на нефть корректировались, однако снижение среднегодовых показателей было незначительным. И хотя некоторые аналитики ожидали, что падение нефтяных цен будет существенным, стоимости черного золота удалось удержаться на уровне, безопасном для российского бюджета.

В конце года ряд экспертов сделали предположение, что цены на нефть продолжат расти. Например, если будут введены санкции против Сирии и Ирана, цены могут протестировать уровни в 150-200 долл. за баррель.

Позже появились и не обнадеживающие новости. Международное энергетическое агентство (МЭА) зафиксировало снижение спроса на нефть в IV квартале 2011г. впервые после кризиса 2008г., что вполне может толкнуть цены на нефть вниз. Если подобная динамика сохранится, не исключено, что и российский бюджет окажется дефицитным. Чтобы этого не произошло, нефть марки Urals должна стоить не менее 117 долл. за баррель.

Правда, даже если цены на нефть продолжат свое рекордное движение вниз, повлияет ли это отрицательным образом на жизнь обычных россиян - пока остается вопросом. Хотя, конечно, при снижении вполне могут быть свернуты некоторые военные и социальные программы, считают эксперты. Значительная зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов негативно сказывается и на балансах нефтяных компаний, ведь вместе с доходами от продажи сырья и производных из него увеличивается и налоговое бремя, при этом получить льготы на разработку новых проектов компаниям становится все сложнее. Нефтяники не раз высказывали недовольство существующей налоговой системой в России, и надо сказать, что в 2011г. в этом отношении наметились некоторые изменения.

Частный интерес

Прошедший год, по мнению экспертов, был отмечен рядом положительных моментов в плане участия государства в нефтяной отрасли. Несмотря на высокую заинтересованность органов власти в работе нефтяного комплекса, за счет которого в большей степени пополняется российский бюджет (вместе с газовиками нефтяники обеспечивают более 50% поступлений), в течение года можно было замечать некоторые позитивные признаки наметившегося ослабления в части давления государства на отрасль.

Как отмечает управляющий партнер аналитической компании ООО "Нефтегазконсалт" Борис Аронштейн, "Башнефть", принадлежащая АФК "Система", неожиданно получила лицензию на разработку крупнейших месторождений из нераспределенного фонда - имени Требса и Титова и смогла привлечь к участию в этом проекте ЛУКОЙЛ. Компании подписали рамочное соглашение о сотрудничестве и создали совместное предприятие, где ЛУКОЙЛу принадлежит 25,1%.

Еще одной победой стало дистанцирование государства от спора двух крупных хозяйствующих субъектов в лице ТНК-ВР и ВР по поводу несостоявшейся сделки между "Роснефтью" и британской компанией, полагают эксперты. Нефтяники планировали обменяться акциями и совместно осваивать российский арктический шельф. Сотрудничество было благословлено на самом высшем политическом уровне. Однако в сделку века, как ее окрестили в СМИ, вмешался другой партнер BP в России - консорциум AAR, которому принадлежит 50% в российско-британской ТНК-BP. В соответствии с акционерным соглашением BP не имела права строить с кем-либо стратегические альянсы без участия своего первого и единственного партнера. Несогласная AAR обратилась в суд, выиграла дело и сделка была остановлена.

Между тем надолго "Роснефть" в одиночестве не осталась. Когда стало ясно, что альянса с ВР не получится, компания предприняла попытку договориться о сотрудничестве с ЛУКОЙЛом, подписав с ним рамочное соглашение о сотрудничестве. ЛУКОЙЛ рассчитывал на 25,1% в совместных с "Роснефтью" проектах на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и вел переговоры с НК "Роснефть" о возможности совместного освоения арктического шельфа. Компании обещали, что до конца 2011г. определят список совместных проектов. Однако никаких документов не было представлено. Более конкретных договоренностей удалось достичь с американской Exxon. Она-то и стала преемницей BP по работе на российском шельфе Арктики. Правда, на этот раз акциями компании решили не обмениваться.

Налоговое бремя

Еще одним положительным для нефтяного бизнеса моментом эксперты назвали ввод новой системы налогообложения экспорта нефти из России - системы "60-66". Основной целью стала попытка стимулировать разработку новых месторождений в России.

Налоговый режим начал действовать с 1 октября 2011г. Ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты была унифицирована и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) от ставки пошлины на нефть. Одновременно снизилась экспортная пошлина на нефть путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения (182,5 долл. за тонну) с действующих сейчас 65% до 60%.

Наибольшую выгоду от нового налогового режима уже в текущем году смогут получить "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и ТНК-BP. При этом для "Башнефти" и "Татнефти", в объеме производства которых переработка играет значительную роль, новый налоговый режим окажется убыточным. Понимая данную проблему, государство высказало намерение пойти навстречу компаниям, пострадавшим от ввода новой системы.

По большому топливному счету

Несмотря на наметившиеся тенденции, которые, скорее всего, окажут пользу частному нефтяному бизнесу, в течение года на топливном рынке внутри России продолжались процессы, которые сложно назвать рыночными. Уже весной 2011г. под давлением растущих цен на нефть на мировом рынке в российских регионах впервые с советских времен стал возникать дефицит топлива. Первым бензиновой "атаке" подвергся Алтайский край, где на АЗС резко исчезло топливо. Следом волны кризиса докатились по Амурской области, Тувы, где они внезапно подскочили до 50 рублей за литр, Калининградской и Новосибирской областям, многим другим регионам Российской Федерации. В середине года по стране прокатился слух, что в скором времени бензин может исчезнуть даже из Москвы.

Справиться с ситуацией государство поспешило с помощью уже привычных "ручных мер" управления. Проблема была взята под контроль лично премьер-министром Владимиром Путиным. Ряд ведомств получили поручения заняться регулированием ситуации, в частности к процессу наведения порядка подключилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая завела несколько десятков дел против нефтяников. Кроме того, в России была введена заградительная пошлина в размере 90% на экспорт бензина, что сделало его вывоз из страны невыгодным. В целом ситуацию на рынке удалось стабилизировать, однако по итогам года рост стоимости топлива на розничном рынке обгонит инфляцию, полагают эксперты. Уже известно, что по итогам 10 месяцев 2011г. увеличение стоимости бензина в среднем составило 13,5%, дизеля - почти 28%.

Причин нестабильной ситуации на топливном рынке может быть несколько, полагают эксперты. Кто-то винит в происходящем рост цен на нефть, некоторые говорят об увеличении потребления бензина в стране, связывая случившееся с низким уровнем модернизации российских НПЗ, ростом акцизов, а также называют еще целый ряд факторов. При этом эксперты уверены, что попытки властей как-то ограничить рост топлива в ближайшее время будут носить лишь временный характер.

"Нефтяные компании продолжат увеличивать инвестиции в добычу и в перерабатывающие активы, что означает, что продолжения роста цен на бензин нам не избежать", - говорит аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. Он отмечает, что рост цен на заправках продолжится за счет увеличения акцизов на нефтепродукты, которые могут привести к росту цен на 1-1,5 руб за литр.

При этом 2012г., по мнению Б.Аронштейна из "Нефтегазконсалта", может пройти под знаком неустойчивых (и снижающихся) цен на энергоносители в силу стагнации мировой экономики, а также продолжающейся борьбы транснациональных нефтяных компаний за запасы. При этом цены на бензин будут постепенно падать на Западе, и расти, хотя и медленно, на российском рынке, особенно после предвыборной президентской кампании и ослабления в связи с этим давления со стороны ФАС.