Единой расчетной валютой в едином экономическом пространстве (ЕЭП) не может стать российский рубль, белорусский рубль или казахстанский тенге, заявил в интервью китайским СМИ президент Белоруссии Александр Лукашенко. Это «должна быть новая валюта, как в Евросоюзе, некое евро», цитирует РБК белорусского лидера. Примечательно, что совсем недавно Александр Лукашенко прочил судьбу единой валюты российскому рублю. Правда, тогда белорусский президент вел речь о единой расчетной валюте в Евразийском союзе.

На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко дал интервью ведущим СМИ Китая, приуроченное к 20-летию белорусско-китайских дипломатических отношений. Свои вопросы главе белорусского государства задавали представители информационного агентства «Синьхуа», Центрального телевидения (ССТV), газеты «Жэньминь жибао», Международного радио КНР.

Помимо прочих тем Александр Лукашенко остановился на перспективах сотрудничества бывших советских республик в рамках ЕЭП, а в дальнейшем и Евразийского союза. Так, по словам Александра Лукашенко, на высшем уровне государства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не обсуждали перспективу введения единой валюты, поскольку на это потребуются многие годы.

«Это будет последняя стадия наших переговоров и нашего движения к более тесному Евразийскому союзу», — заявил Александр Лукашенко. Он же со своей стороны убежден, что ни белорусский рубль, ни российский, ни казахстанский тенге не могут стать единой валютой в ЕЭП.

Между тем совсем недавно, в ноябре 2011 года, белорусский лидер утверждал, что единой валютой в Евразийском союзе мог бы стать российский рубль. «Очень настойчиво и, может быть, несколько чрезмерно настойчиво — я на этом давно уже настаиваю — давайте перейдем в наших расчетах на национальную валюту, давайте на российский рубль», — заявил тогда Александр Лукашенко.

По словам президента Белоруссии, ЕЭП открывает новые возможности для расширения торговли с Китаем. «Это действительно новые возможности для расширения товарооборота между Китайской Народной Республикой и в целом с единым экономическим пространством, в которое входят три государства — Казахстан, Белоруссия и Россия», — заявил Александр Лукашенко.

Он подчеркнул, что Китаю более выгодно развитие ЕЭП, чем торговля с Белоруссией, Россией и Казахстаном по отдельности. «Сейчас, если вы приходите в Белоруссию, считайте, что вы пришли в Казахстан, считайте, что вы пришли в Россию. Если «Мидеа-Горизонт» (белорусско-китайское СП в Минске) сегодня производит СВЧ-печи, пылесосы, вы свободно можете продавать товары совместного предприятия на этом вот рынке со 170-миллионным населением. Это приличный рынок, очень емкий», — напомнил белорусский лидер.

Кроме того, в своем интервью Лукашенко впервые заявил о возможных изменениях в политической системе Белоруссии. «Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире. И конечно же, мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему», — цитирует его слова РИА Новости.

«Проведем парламентские выборы. И думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу, или реформу политической системы нашей страны», — пообещал Александр Лукашенко.

Вместе с тем он не считает, что вопрос о политическом реформировании стоит в Белоруссии слишком остро. «Мы на это пойдем, хотя у нас катастрофы в этом плане нет. Но надо всегда быть на шаг впереди тех процессов, которые будут у нас происходить. Я об этом впервые говорю, но обдумывал давно этот вопрос, обсуждал эти проблемы. И мы потихонечку будем в этом направлении двигаться», — сказал глава белорусского государства.