В Москве растет число случаев вымогательства у пассажиров крупных сумм денег водителями такси. Стоимость поездки, которую таксист называет пассажиру до отправления, в пункте прибытия объявляется ценой за километр. Защитники прав потребителей советуют обращаться в департамент транспорта столицы. Чиновники о новой форме отъема денег у пассажиров не знают.

С конца декабря 2011 года в Межрегиональный профсоюз таксистов поступило около сотни однотипных жалоб на обман и вымогательство со стороны водителей такси.  До этого заявлений от москвичей и гостей столицы на случаи обмана были единичными, сообщил «МН» зампредседателя объединения Олег Амосов.  Пострадавшие пишут, что стоимость поездки, которую таксист называет пассажиру, в пункте прибытия объявляется ценой за километр. «Многие не заявляют о подобном беспределе, значит случаев на самом деле намного больше», - полагает Амосов.

В профсоюзе говорят, что водители-мошенники орудуют, в основном, в центре Москвы - у Большого театра, на вокзалах. Смотрят, насколько клиент платежеспособен, удастся ли его «развести». Сумму, которую называет водитель, пассажир принимает за цену всей поездки и соглашается. Однако по приезду таксист объявляет, что называл цену одного километра, соответственно сумма увеличивается на порядок. Если клиент начинает возмущаться, таксист говорит, что у него есть лицензия, а тарифы он устанавливает сам.

«В начале декабря я приехала в Москву, на Казанский вокзал, гостила у родни. Мне надо было попасть на Курский, - рассказала Дарья Чевтаева, сотрудница столичной таксомоторной компании. – Хотела заказать такси у себя на работе, но свободных машин не оказалось. На перроне мужчина предложил мне такси за 300 рублей, подвел меня к Nissan Terrano. Водитель сказал, что до Курского – 300 рублей, и мы поехали». Таксист быстро довез пассажирку до вокзала и объявил цену – 4,2 тыс. рублей.

По словам девушки, водитель объяснил, что 300 рублей – цена одного километра, а проехали 14 км. Таксист позвонил своему напарнику, который предложил авто на вокзале. «Тот по телефону даже назвал свою фамилию – Абрамов, хотя вряд ли она настоящая, и подтвердил, что цена такси - 300 рублей за один километр», - вспоминает Чевтаева. Водитель сказал, что «расценки утверждены самим мэром Собяниным» и показал мятый желтый листок. На нем было написано: «300 рублей – километр». Но у него были разрешение и таксометр, отметила пострадавшая.

Пассажирка не растерялась и заявила водителю, что состоит в профсоюзе таксистов, а цена такой поездки составляет примерно 600 рублей. Такую сумму и вручила «вымогателю». А сама написала жалобу руководству Казанского вокзала. Ответа она, правда, пока не получила.

Другой жительнице мегаполиса повезло меньше. «12 декабря вечером мы с мужем вышли из Кремлевского Дворца съездов и решили поехать домой – до станции метро «Сокол», на такси, - рассказала «МН» москвичка Кира. - Один из таксистов, увидев, что мы ищем машину, предложил свои услуги. Сказал, у него есть лицензия, счетчик. Когда мы сели в его Hyundai, предъявил нам в темноте некий «прайс».

По окончании поездки, через 20 минут, таксист показал счетчик, на котором была сумма – 3,6 тыс. рублей. «Стоимость поездки, как он заявил, складывалась из времени, умноженного на 75, плюс километража, умноженного на 165, - негодует Кира. - После «торгов» он «снизил» стоимость до 3,1 тыс. рублей и выдал «чек». Деньги мы под его давлением отдали, пообещав водителю проблемы. Он с усмешкой ответил, что подобные угрозы слышит каждый день».

«Такие случаи - грубое нарушение прав граждан, - заявил Алишер Захидов, адвокат Общества защиты прав потребителей. - Водитель обязательно должен назвать примерную или точную сумму за свою услугу клиенту. То, что описывают пассажиры – вымогательство, повод для аннулирования лицензии у таксиста, если она у него, конечно, есть». По словам Захидова, если у таксистов и правда есть официальное разрешение, пассажир должен пожаловаться в контролирующую организацию при департаменте транспорта города, указав в своем заявлении номер лицензии, номер автомобиля и фамилию таксиста – для того, чтобы по каждому конкретному случаю было проведено расследование. «Если водитель блокирует двери, угрожает, надо предложить ему пойти в полицию, а там составить жалобу. Главное – ни в коем случае не платить завышенную сумму», - предупредил юрист.

В пресс-службе департамента транспорта Москвы «МН» заявили, что подобных жалоб к ним еще не поступало.

Олег Амосов считает, что такими «приемами» пользуются вчерашние «бомбилы», недавно получившие официальные разрешения. Они знают о несовершенстве законодательства, которое позволяет назначать водителю любые тарифы. «Пока закон «О такси» не доработан, клиент от вымогательства не защищен», - подытожил общественник. Закон не регулирует тариф, поэтому пассажир должен договариваться с таксистом о цене поездки — или по показаниям счетчика или оговорить какую-то сумму заранее, посоветовали в департаменте.