Юридическая компания Linklaters выпустила обзор ожидаемых изменений в европейском законодательстве в 2012 году — нововведения последуют в 23 областях. Некоторые из них связаны с реформами внутреннего характера, однако куда более значительная часть изменений касается бизнес-сферы и может существенно повлиять на деятельность российских компаний, имеющих подразделения в европейских странах или прошедших листинг на их фондовых биржах.

Вознаграждение топ-менеджеров и отчетность компаний

Ожидается, что ряд предложений по вопросам вознаграждения топ-менеджеров будут рассмотрены в начале 2012 года. Этот вопрос поднял секретарь по вопросам бизнеса, инноваций и навыков, который привлек внимание коллег соотношению между размерами бонусов руководителей компаний и их успехами. По его мнению, в этот вопросе отсутствует прозрачность.

Если предложения ведомства будут реализованы на практике, это изменит процесс выплат бонусов менеджерам и оформление соответствующей корпоративной отчетности. Компании, прошедшие листинг, должны будут сдавать новые виды отчетов. Бизнес-обзор и отчет руководства будут заменены на другие документы – обзор стратегии и ежегодный отчет руководства. Предполагается и ряд содержательных изменений: обязательное указание общей суммы вознаграждения, выплаченного каждому директору, более подробное описание связи между результатами деятельности компании и размером оплаты труда топ-менеджеров, сопоставление вознаграждений топов со средней зарплатой рядовых сотрудников, раскрытие заработной платы самых высокооплачиваемых сотрудников компании, не входящих в совет директоров, обязательное голосование акционеров по вопросам вознаграждения и т.д.

Все эти изменения будут прорабатываться в начале 2012 года и коснутся финансового года, начинающегося 1 октября. 

Третий энергопакет ЕС

Третий энергетический пакет Евросоюза, принятый в 2009 году, включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения на деятельность вертикально-интегрированных компаний в энергетическом секторе и нацеленных на демонополизацию европейского рынка энергоносителей. Пакет запрещает одной и той же компании заниматься и поставками, и транспортировкой газа и электроэнергии, что крайне невыгодно для России, поскольку ограничивает возможность для "Газпрома" контролировать трубопроводные активы в Европе.

Министр энергетики РФ Сергей Шматко уже заявлял, что Россия изучает возможность оспаривания норм третьего энергопакета Евросоюза. По его словам, юридическая позиция будет основана на том факте, что "Газпром" и его партнеры заключали соглашения, не учитывая изменения ситуации из-за введения новых законодательных требований.

И, судя по всему, позиция России находит понимание. Финальная версия Третьего энергопакета включает в себя положения, которые позволяют владение обоими типами активов при строгом соблюдении ряда условий по их независимому функционированию. Однако подобные исключения будут распространяться только на активы, которые принадлежали вертикально-интегрированным структурам вроде "Газпрома" на момент принятия Третьего энергопакета в сентябре 2009 года. Таким образом, обойти нормы смогут лишь немногие копрорации, но у российских есть шанс.

Директива о прозрачности

Подготовлен ряд поправок, направленных на увеличение ответственности бизнеса. Предложения, в частности, включают требование для компаний, работающих в сфере лесной и добывающей промышленности, предоставлять отчеты о платежах в адрес властей других стран.  Кроме того, предложено новое, более детальное определение Корпоративной социальной ответственности.

Ротация аудиторов

Еврокомиссия также опубликовала ряд предложений по реформе рынка аудиторских услуг. Если предложения вступят в силу в их нынешнем варианте, это приведет к масштабным изменениям на рынке, росте издержек для клиентов аудиторских компаний и увеличению роли аудиторских комитетов, считают специалисты Linklaters.

Эти предложения, появившиеся после анализа причин экономического кризиса, должны, по мнению их разработчиков, восстановить доверие к аудиторским компаниям. Они направлены на увеличение независимости аудиторов и увеличение динамичности и соревновательности рынка, в том числе на ограничение доминирования так называемой "Большой четверки" — KPMG, Deloitte, PricewaterhouseCoopers и Ernst & Young.

Ключевое предложение Еврокомиссии – введение обязательной ротации аудиторских фирм для всех компаний, прошедших листинг на биржах стран ЕС, и компаний финансового сектора каждые 6 лет. При этом по истечении этого периода аудиторской фирме будет запрещено работать с тем же клиентом еще 4 года. 6-летний период работы может быть увеличен до 8 лет в исключительных случаях — какими именно должны быть эти "исключительные обстоятельства", Еврокомиссия не указывает.

Также крупным аудиторским компаниям запретят оказывать собственным клиентам неаудиторские услуги. Компании обязаны будут разделить деятельность на чисто аудиторскую и неаудиторскую в рамках разных бизнес-структур для избежания возможного конфликта интересов.