Думе рекомендуют принять законопроект о борьбе с подкупом иностранных чиновников без новелл Бастрыкина

Госдума рассмотрит 13 января президентский законопроект о присоединении России к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Профильный думский комитет по госстроительству на прошлой неделе дал положительное заключение на этот документ. Рассмотрение законопроекта нижней палатой парламента намечено на 13 января 2012 года.

На минувшей неделе комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству дал положительное заключение на проект закона № 634972-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок". Документ подготовлен по предложению МИДа и Минюста России. Сейчас участниками Конвенции являются все страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, США, Турция, Финляндия, Франция, и многие другие, а также Аргентина, Бразилия, Болгария и ЮАР, которые не являются членами ОЭСР.

В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за "умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ" иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки. Кроме того, в национальном законодательстве государств-участников должна быть установлена ответственность юридических лиц за подобные действия. Одновременно для реализации Конвенции необходимо, чтобы в национальном законодательстве государств-участников существовал эффективный механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.

На первом заседании обновленного комитета ГД по госстроительству присутствовал первый замминистра юстиции РФ Александр Федоров, который и будет представлять документ депутатам на пленарном заседании. Он подчеркнул, что это "законопроект, подводящий итоги более чем 10-летней работы, по присоединению России к конвенции Организации экономического сотрудничества и развитию".

"Конвенция призвана содействовать международному сотрудничеству в сфере противодействия коррупционным правонарушениям и предусматривает обязательное наличие в национальном законодательстве норм, устанавливающих для физлиц уголовной ответственности, и для юрлиц – административной ответственности за подкуп должностных лиц, как российских, так и иностранных. При этом особенно важно не требуется вносить изменения в национальное законодательство, дословно воспроизводящее положения Конвенции", — заявил он, напомнив о ФЗ от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Согласно этому закону, в России введены штрафы, кратные размеру взяток или коммерческого подкупа.

Председатель комитета Владимир Плигин после того, как выслушал доклад Федорова, поинтересовался у него: "Вопрос об уголовной ответственности юрлиц возникает?".

"Вопросы об уголовной ответственности юрлиц сняты, так как Конвенция предусматривает три варианта решения этого вопроса: установление либо уголовной, либо административной, либо даже гражданско-правовой ответственности за подкуп", — заверил первый замминистра юстиции.

"Александр Бастрыкин [председатель Следственного комитета РФ] с вашей подачи говорил об уголовной ответственности?", — спросил Плигин.

"Нет. Мы не поддерживаем это предложение, так как считаем, что внесенные в КоАП изменения полностью адекватны международной практике и позволяют решать все вопросы", — поставил точку Федоров.

Напомним, что в марте текущего года Александр Бастрыкин представил в виде законопроекта ранее озвученную им идею о введении уголовной ответственности для юридических лиц за совершение преступлений. Согласно предложению главы СКР, раздел VI Уголовного кодекса РФ должен дополниться главой 15.2, которая регламентирует меры уголовно-правового характера в отношении юрлиц. Так, предлагаемая статья 104.7 определяет меры уголовно-правового характера. В качестве основных видов мер уголовно-правового характера  предусматривается применять предупреждение, штраф, принудительная ликвидация, запрет на осуществление деятельности в России. В виде дополнительных видов мер уголовно-правового характера предлагаются лишение лицензии, квоты, преференций или льгот и лишение права заниматься определенным видом деятельности.