Одна из примет нашего времени – постоянное ожидание дальнейшего роста цен на бензин (и другие виды моторных нефтяных топлив, для кого они важны). Сырая нефть может скакать себе вверх-вниз на мировых биржах, а бензин для российского автовладельца дорожает всегда.
Тут еще, так сказать, "масла в огонь подливает" неизбежный плановый ремонт, на который в ноябре закрывается Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Увы, никто из экспертов ничем утешить не может – по крайней мере, по части цен. Правда, все, в общем, сходятся в том, что в столичном регионе, скорее всего, не будет "дефицита физического". Какие, однако, умные слова! Мы уже и впрямь отвыкли от очередей и пустых прилавков и стали употреблять научные термины для обозначения этого состояния. Между тем, в провинции минувшим летом бензина не хватало, и были и очереди на бензоколонках, и покупка с рук канистрами по бешеным ценам.
"Физического дефицита в Москве и области я бы не стала ожидать, — заметила корреспонденту "Росбалта" старший аналитик энергетического центра Сколково Мария Белова. — Просто это будет слишком уж "знаково", если в Москве будет такой же дефицит, какой был летом в других регионах. Тем более, с учетом политического сезона. Но рост цен – да, тенденция, к сожалению, нормальная".
Это касается, по прогнозу эксперта, в том числе, и дизельного, и авиатоплива. Причем. даже и без особой привязки к МНПЗ с его ремонтом. "Если мы говорим о бензине, то компании, — по крайней мере, крупные, — которые отовариваются на Московском НПЗ, осуществят диверсификацию и перебросят поставки из других регионов, — отметила Белова. — Может быть, даже в ущерб тем регионам. Московский НПЗ не обеспечивает полностью Москву и регион. Поставляется топливо и с Ярославского, и с Рязанского НПЗ".
Председатель Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин даже полагает, что в принципе бензин в России мог бы стоить в полтора-два раза дешевле, но от этого принципа никому ни жарко, ни холодно: на самом деле в ближайшее время он будет только дорожать
Эксперт назвал несколько разнообразных причин неблагоприятной ценовой топливной конъюнктуры в нашей стране. Среди них есть объективные технические причины – отсталость отечественной промышленности. России в наследство досталось не слишком много нефтеперерабатывающих заводов – многие из них находились в союзных республиках СССР — и с тех пор они порядком устарели.
Однако вполне достаточно и более неприятных политических причин. В российской нефтяной отрасли, по мнению лидера ДАР, очень высокая степень монополизации, и крупные нефтяные компании легко вступают в сговоры и держат высокие цены. Государство же практически никак не защищает потребителя, не применяет нефтяных интервенций, как это делается в США. В целом, российское государство предпочитает сотрудничать с нефтяными компаниями, взимая с них высокие налоги и взамен позволяя обирать автовладельцев.
Виктор Похмелкин тоже считает, что в столичном регионе, вряд ли может случиться в ближайшее время дефицит бензина, как в стране минувшим летом, но дорожать бензин в столице будет сильнее, чем в провинции. Как подчеркнул эксперт, столица, естественно, находится под особым контролем государства, и власть наверняка приложит дополнительные усилия, чтобы не допустить в ней исчезновения топлив. Но не должно быть и лишних иллюзий: в Москве бензин всегда будет самый дорогой, убежден собеседник агентства. Как напомнил Похмелкин, нефтяные компании прекрасно знают и не забывают, что у москвичей доходы выше средних по стране и, исходя из этого, ведут ценовую политику.
О том же, в еще более резкой манере, говорит известный транспортный журналист Сергей Асланян. "Нефтяники проверили государство на вздрагивание: позволено им все или нет? – отметил собеседник агентства. — Им сказали: делайте, что хотите. Вы налоги платите? А мы с этих налогов знаем, как плясать. Как вы будете обогащаться, нас не волнует".
Сергей Асланян сослался даже не на летний, а на весенний топливный кризис на Алтае. "Бензина на тот момент как было много, так и оставалось, — рассказал он. — Но там нужно было убрать с рынка независимые топливные компании небольшие. Что монополист и сделал. Он просто закрыл отпуск топлива не своим, не ангажированным структурам. И после этого в Алтайском крае не осталось ни одной независимой заправки. Они просто разорились и были все выставлены на торги".
"События будут развиваться так, как это надо нефтяным компаниям, — прогнозирует Асланян. — Где-то будут закрываться заводы – оправдание будет придумываться каждый раз любое. Но бензин будет дорожать. МНПЗ закрылся – замечательно, будет дороже. И будут показывать виноватые лица миллеров и алекперовых, на которых будут топать ногой главы государства и правительства".
По мнению Асланяна, "цена топлива взята с потолка: не потому, что так сложился баррель, а потому что так можно". Заодно эксперт привел немножко цифр. "У нас 28 нефтеперерабатывающих заводов, — рассказал Сергей Асланян. — В Китае их 99, в США – 147. Притом, все наши НПЗ расположены "по военным округам". Это не имеет отношения к реальным потребностям населения. В настоящее время строится еще один НПЗ №29, за Уралом. И на двух заводах модернизировали только часть производств, чтобы производить топливо по стандартам Евро-4 и Евро-5, которое идет на Москву. А вообще-то, главная задача наших нефтяников – торговать сырой нефтью".
Леонид Смирнов
Перевооружение и модернизация необходимы, но дело в том, что каков кпд этой модернизации? В стране необходима вся модернизация, а не только отдельной отрасли. Мы и так в глубокой Ж.....е, а тут просто какой то мизер, который ведет к очередной вспышке инфляции. Это всё кому то выгодно. А кому?
Перевооружение и модернизация необходимы, но дело в том, что каков кпд этой модернизации? В стране необходима вся модернизация, а не только отдельной отрасли. Мы и так в глубокой Ж.....е, а тут просто какой то мизер, который ведет к очередной вспышке инфляции. Это всё кому то выгодно. А кому?