Ставка экспортной пошлины на нефть может меняться каждый месяц

Формат налоговых новаций по экспортным пошлинам для нефтяных компаний может быть пересмотрен. Решение об унификации для темных и светлых нефтепродуктов на уровне 66% от пошлины на нефть будет реализовано уже в октябре этого года. Однако по экспортным пошлинам на нефть появилось уточнение. Так, законодательного снижения пошлины на нефть с 65 до 60% на постоянной основе не будет и ставка по пошлине может пересматриваться премьер-министром ежемесячно.

Унификация пошлин на нефтепродукты стимулирует модернизацию НПЗ, но не рост переработки. Унификация делала менее выгодным экспорт мазута и более выгодным производство бензина и дизеля. Однако у российских НПЗ доля выхода светлых нефтепродуктов ниже, чем темных (в среднем 45% на 55%). Поэтому, в целом, при системе 65-66 компании с максимальным соотношением переработка/добыча оказывались в менее выгодном положении, рассказывает в обзоре Тимур Хайруллин, CFA, заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал".

Предложения по снижению ставки пошлин на нефть были выгодны для большинства нефтяников. Пониженная ставка по нефти позволяла практически всем компаниям сократить расходы (с ростом цен на нефть размер экономии существенно увеличивался). Такая ставка была наиболее выгодна для компаний с высокой долей доходов от экспорта сырой нефти. По нашим оценкам, при текущих ценах на нефть нефтяные компании могли нарастить EBITDA на 5-10%. В проигрыше была лишь Башнефть, которая закупала нефть на стороне для загрузки собственных НПЗ.

Вероятно, режим 60-65 будет принят, но станет инструментом давления на нефтяников. Опция по оперативному и одностороннему увеличению пошлин создает дополнительные риски для нефтяников. Помимо источника неопределенности такая возможность может быть использована для ручного управления бизнесом нефтяных компаний. В частности, государство получит дополнительный "кнут", которым может принуждать нефтяные компания ограничивать розничные цены на бензин.