В данном обзоре хотелось бы рассмотреть юридическую сторону деятельности различных частных специалистов, оказывающих услуги населению. Автоинструктор, репетитор, массажист – всех их объединяет зачастую полулегальность их работы и, соответственно, незащищенность от произвола клиентов. Справедливости ради стоит заметить, что и клиенты не защищены от некачественных услуг – в отделение Общества защиты потребителей тут не пожалуешься.

Рассмотрим основу деятельности педагогов, обучающих практике вождения автомобиля. Если они извлекают из своей деятельности постоянную прибыль, то это по законам Российской Федерации считается предпринимательской деятельностью. То есть лицо, занимающемся такой деятельностью, должно зарегистрироваться в инспекции Федеральной налоговой службы по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, здесь есть некоторые нюансы, из-за которых многие инструкторы не горят желанием открывать себе ИП.

Во-первых, в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя придется платить налоги, соответственно, нужно будет повышать стоимость обучения. А это не лучшим образом скажется на конкурентоспособности предложения.

Во-вторых, нужно будет отчитываться за доходы и расходы, вести кассовую книгу, выдавать чеки и, возможно, принимать претензии. Вся эта бумажная волокита, так распространенная в нашей стране и любимая чиновниками, сильно затрудняет ведение нормального бизнеса. По подсчетам экспертов, если инструктор по вождению соблюдал бы все предписания и сдавал всю необходимую отчетность, то это занимало бы до трети его рабочего времени.

Однако есть и небольшие плюсы – защищенность от произвола клиентов. Сейчас иногда случаются такие ситуации, когда после занятия ученик или ученица отказываются платить названную инструктором сумму. Получить ее от клиента законными методами практически нереально, если нет регистрации в качестве ИП.

Кроме свидетельства о регистрации в качестве ИП частный специалист должен иметь лицензию на право обучения вождению. Кстати все автоинструкторы сообщества Автодром.NET имеют оба этих документа.