Госдума с подачи Правительства расширяет перечень незаконных валютных операций

Вчера Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, расширяющий перечень незаконных валютных операций, подпадающих под административную ответственность.

Законопроект № 512037-5 "О внесении изменений в КоАП и Федеральный закон от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ "О внесении изменений в КоАП в части изменений способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" был разработан в Минфине РФ и внесен в нижнюю палату парламента в марте 2011 года.

Анализ судебной практики в сфере исполнения законодательства об административных правонарушениях показал, что в настоящее время в нормативном правовом регулировании применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации имеются положения, вызывающие возникновение различных подходов к квалификации противоправных деяний (действий или бездействия) лиц (субъектов), осуществляемых в нарушение валютного законодательства страны. Это осложняет правоприменительную деятельность органа валютного контроля, его территориальных органов, агентов валютного контроля, а также судов при рассмотрении ими административных дел в сфере обжалования решений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.

Судебная практика и мнение органов прокуратуры свидетельствуют о невозможности привлечения в целом ряде случаев к административной ответственности при нарушении положений валютного законодательства.

В этой связи законопроектом предусматривается административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть запрещенных валютным законодательством Российской Федерации либо осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством; вывоз из страны наличной иностранной валюты и (или) валюты России в части, превышающей разрешенную к вывозу сумму; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории страны, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить статью 15.25 и часть 3 статьи 3.5 КоАП, исключив ответственность за нарушение порядка использования специального счета и (или) резервирования, а также упоминание суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, предусматривающее установление размера административного штрафа, поскольку аналогичные нормы Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (статьи 7 и 8) действовали до 1 июля 2006 г. и до 1 января 2007 г. (соответственно).

Законопроектом предусматривается, что данный Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, "что необходимо для ознакомления с его содержанием граждан, должностных лиц и юридических лиц, должностных лиц органа валютного контроля и должностных лиц агентов валютного контроля, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, а также судей," — отмечается в пояснительной записке к документу.