В пенсионный фонд РФ поступило три тысячи жалоб от работников, чьи пенсионные накопления без их ведома были переведены в один из негосударственных пенсионных фондов.

Все, кто позвонил в call-центр ПФР и его территориальные органы, утверждают, что не заключали договоры с НПФ и не писали заявлений о переводе своих пенсионных денег.

Собственно, такая "волна" жалоб возникает уже не первый год. В марте ПФР проводит ежегодную рассылку уведомлений гражданам, изменившим способ управления своими накоплениями. Люди получают эти письма - и с удивлением обнаруживают, что "их без них женили".

Почему же такое возможно? Информацию эту Пенсионный фонд получает от организаций, с которыми у него заключены трансферагентские соглашения, прежде всего с НПФ. Именно НПФ заключают договоры с гражданами на инвестирование их денег, идущих на формирование накопительной пенсии. "Ответственность за достоверность информации, предоставляемой в Пенсионный фонд РФ по трансферагентским соглашениям, полностью лежит на НПФ", - подчеркивают в ПФР.

Однако уже не первый год "всплывают" неправомерно заключенные договоры, иногда - с поддельными подписями. Дело в том, что далеко не все будущие пенсионеры заключают договор о переводе денег, приходя в НПФ лично. В массе негосударственные фонды работают с агентами - те ходят по предприятиям и агитируют работников передать свои накопления в негосударственный фонд, обещая повышенный инвестиционный доход. Правильно ли составлен договор, принесенный в НПФ нанявшим его агентом, подписан ли он действительно тем человеком, на чье имя оформлен, должен проверить сам фонд. Многие, кстати, так и делают. Крупные НПФ уже два-три года назад, когда появились первые случаи мошенничества, для таких проверок образовали call-центры.

Но, очевидно, далеко не все агенты работают честно, а некоторые фонды смотрят на это сквозь пальцы. Ведь агент за каждый заключенный договор получает вознаграждение порядка 1 тыс. рублей. А фонд вообще-то заинтересован, чтобы у него было как можно больше клиентов.

В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) признают: за два последних года по семи делам с признаками мошенничества правоохранительные органы возбуждали уголовные дела. Шестеро агентов получили условные сроки за подделку подписи, один сел реально надолго.

"Еще два года назад НАПФ направляла в минздравсоцразвития официальное письмо с предложениями о совершенствовании работы с пенсионными накоплениями, - сообщил "РГ" советник президента ассоциации Валерий Виноградов. - Во-первых, нужно изменить порядок, согласно которому человек может в течение года менять свое решение о передаче накоплений сколько угодно раз. Такой порядок провоцирует нарушения. Агент-мошенник может договориться с работником, заключить с ним несколько договоров с разными фондами, а агентское вознаграждение - поделить. Во-вторых, неправомерно переведенные деньги по действующему порядку возвращаются в ПФР только через год, а надо отзывать их немедленно. Тогда фондам просто невыгодно будет работать с сомнительными агентами и сомнительными договорами. К сожалению, реальных решений по этим предложениям не было принято".

Сейчас, по словам Виноградова, НАПФ готовит новые предложения урегулирования ситуации. В частности, сейчас трансферагентские договоры заключаются с НПФ на год, и в каждом регионе действует отдельное соглашение. Если срок увеличить до 3-5 лет и заключать генеральное соглашение в масштабах всей страны, НПФ будут вынуждены куда критичнее относиться и к нанимаемым агентам, строже их контролировать. Ведь разрыв трансферагентского соглашения, который может наступить, если будут выявлены нарушения в работе НПФ, приведет их к лишению возможности работать.