Госдума в третьем, окончательном чтении приняла вчера президентский законопроект, вводящий в России штрафы, кратные размеру взяток или коммерческого подкупа. Обсуждение документа заняло менее пяти минут. Во втором чтении данный проект закона был принят депутатами с небольшими коррективами.

Законопроект "О внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" был внесен в Госдуму 16 февраля 2011 года. С текстом документа, одобренного в первом чтении, можно ознакомиться  здесь, с текстом принятых поправок — здесь.

Согласно документу, Уголовный кодекс РФ дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей. Кроме того, уточняется, что в статьях 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 2911 (посредничество во взяточничестве) УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером — превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным — превышающие один миллион рублей.

Предусматривается ответственность за дачу/получение взятки иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации.

В качестве отдельного самостоятельного состава преступления вводится посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. За такие действия будет налагаться штраф в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до 60-кратной суммы взятки.

Кроме того, в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме, была внесена поправка в пункт 5 предлагаемой статьи 2911 УК РФ, согласно которой обещание или предложение посредничества во взяточничестве также может наказываться штрафом в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Был увеличен с 2,5 до 5 тысяч рублей минимальный размер штрафа (часть 2 статьи 25 УК РФ (штраф)). Законопроект дополнен нормой, согласно которой "размер штрафа, исчисляемого исходя из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тысяч рублей и более 500 миллионов рублей". В законопроекте, принятом в первом чтении, не был указан минимальный размер такого штрафа.

Предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции до шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Кроме того, КоАП РФ дополняется главой 291 (Правовая помощь по делам об административных правонарушениях), которой вводится институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на началах взаимности. Устанавливается, что запрос о производстве процессуальных действий направляется через: Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Высший Арбитражный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности арбитражных судов РФ; Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; Министерство внутренних дел РФ, ФСБ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.