Конференция «Москва — международный финансовый центр, рубль — резервная валюта: реалии и перспективы» стала разочарованием для архитекторов мирового финансового центра в России.

Поддержать начинание российских властей готов Международный валютный фонд, а вот профессиональные инвесторы нового центра пока в упор не видят. Несогласных с этой точкой зрения отсылают в Латинскую Америку.

Экономисты готовы с легкостью оценить шансы Москвы на членство в клубе финансовых центров. Старший экономист Еврокомиссии по России и Белоруссии Луцио Винас де Суза вчера легко приводил цифры по памяти: «Российский финансовый рынок — большой, но в масштабах мира — средний. Это 10% рынка США, 20% — КНР, 40% — Японии, 50% — Великобритании, он примерно равен южнокорейскому и южноафриканскому». В Давосе, куда российская элита любит ездить для обсуждения глобальных вопросов, считают, что Москве надо для начала догнать материковый Китай и Гонконг.

Профессиональные инвесторы высказывались прямолинейнее. «Я знаю только два международных финансовых центра: Нью-Йорк и Лондон», — заявил на конференции генеральный директор Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф. На вопрос, как стать финансовым центром, у него есть быстрый ответ: не пытайтесь. Этот пассаж в зале встретили смехом. «Роль международного финансового центра — привести капитал туда, где есть инвесторы, и привести инвесторов туда, где есть капитал. Это невозможно в другом месте, кроме Нью-Йорка и Лондона», — продолжал г-н Рудлофф. Тут уже было не смешно.

К обеду конференция уже не походила на слет оптимистов под кремлевскими стенами (мероприятие проходило в «Национале»). Успокоить собравшихся попытался глава постоянного представительства МВФ в России Одд Пер Брекк. Он бегло перечислил условия для успешного движения к цели: конвертируемая валюта, ее широкое использование в международных расчетах, стабильно низкая инфляция, развитая финансовая и банковская системы и «здоровая» макроэкономическая политика. И подытожил, что путь Москвой проделан большой, но строительство финансового центра «постепенный процесс». Все-таки инфляция пока высокая и финансовой системе еще есть куда расти.