Экономисты предрекают «вторую волну».

В понедельник, 30 августа Минэкономразвития ответило на критику Счетной палаты в свой адрес, объявив макропрогнозы на 2009 год адекватными. Напомним, что в прошедшую пятницу зампред Счетной палаты Валерий Горегляд назвал работу ведомства и правительства в целом «неэффективной». Впрочем, после этого и сам глава правительства Владимир Путин оценил его работу (и свою?) «на троечку».

Тем временем, в защиту «дружественного» ведомства выступил министр финансов Алексей Кудрин, который заявил, что его министерство «в целом согласно с уточненными прогнозами макроэкономических показателей Минэкономразвития».

Как заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, кризис научил ведомство не только хорошо прогнозировать, но и «рассматривать и крайние варианты развития событий, анализируя устойчивость экономики к шокам». «Сейчас мы предполагаем, что в случае стагнации или повторной рецессии мировой экономики у России спада не будет», - передает слова Клепача агентство «Интерфакс».

В последнее время «вторая волна» мирового кризиса буквально стала кошмарным сном инвесторов и экономистов, которые теперь дружно пытаются предугадать худший вариант развития событий. И только правительство России упорно продолжает держаться за 4%-ный рост ВВП по итогам 2010 года, утвержденный в проекте бюджета.

«Это мне сильно напоминает «островок стабильности» в октябре 2008 года, - пишет в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. - Помните, бюджет-2009, построенный на цене нефти в 95 долларов за баррель и 6,5%-ном росте ВВП? Вот и сейчас: вроде бы конструкция бюджета утверждена и согласована, через пять недель будут вносить в Госдуму, а тут на тебе, незадача – не мировой кризис, но засуха и неурожай. Уже Минэкономразвития согласился с тем, что потери составят 0,7-0,8% ВВП, хотя эксперты говорят об 1%. Но 4%-ный рост на этот год никто не отменял!

А ведь для того, чтобы выйти на этот уровень, экономика России должна в августе-декабре расти на 1,15% ежемесячно (14,7% годового роста). Более того, если правительство снизит прогноз экономического роста в текущем году до 3%, то даже для достижения этой планки экономика в оставшееся до конца года время должна будет расти на 0,35% ежемесячно (4,8% годовых). Мне кажется, надежды даже на такой темп роста являются неумеренно оптимистичными – основные потери от неурожая придутся на август-сентябрь. Но даже если 3%-ный рост в 2010 году будет достигнут, то это будет означать, что экономика в течение всего года всего лишь стагнировала на уровне четвертого квартала 2009 года».

Надежда чиновника умирает последней

Так будет вторая волна мирового кризиса или нет, насколько устойчива к нему экономика России, и оправданы ли ожидания 4%-ного роста ВВП в нынешнем году? Обо всем этом «СП» поговорила с одним из сослуживцев Алексашенко, старшим научным сотрудником Центра развития ГУ-ВШЭ Максимом Петроневичем.

- Будет в России экономический спад или нет, зависит от эффективности государственной политики. Если в мировой экономике начнется вторая волна рецессии, то прежде всего это ударит по тем странам, которые экспортируют продукцию, обладающую высокой добавленной стоимостью. То есть, прежде всего кризис коснется экономик Японии, Америки и Германии. И судя по последним макроэкономическим данным, больше всего рецессия угрожает экономике США, в которых послекризисный экономический рост происходил в основном за счет запасов, а восстановления конечного спроса так и не произошло. Следом на очереди Европа.

«СП»: - И так как Россия живет за счет экспорта в страны Европы и США, нам тоже достанется?

- Россия в этом случае, конечно, тоже пострадает, но в меньшей степени, потому что наш экспорт в основном сырьевой. А спрос на сырье меньше подвержен сильному снижению. Поэтому во время кризиса 2008 года российский экспорт больше упал за счет обвала цены нефти со 145 до 35 долларов за баррель, чем за счет снижения спроса на сырье – объемы остались почти прежними. Учитывая тот факт, что для арабских стран ОПЕК – основных поставщиков сырья на мировом рынке, нынешний уровень цен в 70 долларов за баррель является комфортным, и они будут его поддерживать снижением добычи, можно предполагать, что цена нефти не упадет. В худшем случае она снизится до 60 долларов за баррель, что не сравнимо с ценовым перепадом во время предыдущего кризиса.

«СП»: - Значит, Россия может удержаться в случае падения мировой экономики?

- Позиция России может оказаться даже выигрышной, если государственные органы станут проводить грамотную инвестиционную политику. Ведь мировые страны, чтобы удержать свою экономику, начнут искать сферу приложения капиталов, и если посчитают российскую экономику перспективной, то иностранные инвестиционные деньги устремятся к нам в страну. В общем, все зависит от того, станет ли российская государственная политика в области экономики эффективной хотя бы на 30% от китайской. Пока же ситуация оставляет желать лучшего, все действия правительства в этом направлении «просроченные» и мало эффективные.

«СП»: - Кудрин заявил, что дополнительные доходы бюджета в этом году пойдут не на покрытие его дефицита, а «в резерв». Насколько это правильно на ваш взгляд?

- Действительно, дополнительные бюджетные поступления лучше всего резервировать, ведь никто не знает, насколько могут упасть доходы в следующем году. При нынешних выгодных ставках заимствования на мировом рынке России лучше привлекать деньги на покрытие бюджетного дефицита из-за рубежа, а текущие доходы сберечь на потом.

«СП»: - Несмотря на ущерб от засухи, Минэкономразвития оставил прогноз роста ВВП в 4%, сбудутся ли его надежды?

- Центр развития еще в прошлом году прогнозировал, что вторая половина 2010 года будет тяжелой для экономического роста. А сейчас, с учетом засухи, последствия которой отразятся на экономике в третьем – четвертом кварталах этого года, можно сказать уверенно, что 4%-ного роста не будет. Столь оптимистичные прогнозы правительства можно объяснить, если принять во внимание один факт. В первом квартале экономический рост в России происходил за счет того, что предприниматели начали производить товары в запас, в надежде на спрос в конце года, который обещало правительство. Сейчас эти ожидания реального сектора понемногу рассеиваются, предприниматели понимают, что спрос не повышается. И если правительство еще и начнет публиковать неутешительные прогнозы, то они станут сворачивать свое производство, и все закончится очень печально.

«СП»: - То есть, это такой «утешительный прогноз» для предпринимателей?

- Позиция государства здесь достаточно простая – постараться заставить бизнес поверить в перспективу повышения спроса и поддержать оптимистические ожидания предпринимателей. Такие прогнозы, это своего рода вживление оптимизма в массы и единственная надежда чиновников - поддержать производство ради того спроса, который может быть будет в 2011 году. Таково мое мнение.

«СП»: - Правительство повысило прогноз по инфляции с 6 до 7,5%, Алексашенко говорит о 9%, а вы как считаете, сколько будет по итогам года?

- Я считаю, что инфляция, однозначно, превысит показатели правительства. По самым оптимистичным ожиданиям, она будет на уровне 9%, но не исключено, что перейдет и на двухзначные числа. Все зависит от эффективности действий правительства.