В Госдуму внесен законопроект, упрощающий процедуры заключения договоров коммерческой концессии (франчайзинга). Соответствующие изменения в главу 54 Гражданского кодекса (ГК) РФ предлагают внести депутаты фракции "Единая Россия" Евгений Федоров, Владимир Головнев, Георгий Лазарев.

Законопроект направлен на устранение несоответствия действующих норм ГК о договорных отношениях коммерческой концессии теории и практике стран с развитой рыночной экономикой, а также практике российских предприятий, работающих на условиях франчайзинга.

Как отмечают в пояснительной записке к документу авторы, глава 54 ГК имеет ряд запретительных механизмов, тормозящих развитие франчайзинга в России.

Одним из серьезных сдерживающих факторов, препятствующих широкому развитию практики заключения договоров коммерческой концессии, является требование об их обязательной государственной регистрации, считают депутаты.

Законопроектом предлагается установить, что по договору коммерческой концессии правообладатель может предоставить право на использование коммерческого обозначения, помимо действующих прав на товарный знак и знак обслуживания, а также прав на другие предусмотренные договором объекты, в частности, на секрет производства ("ноу-хау").

Прописывается, что государственной регистрации подлежат только те договоры, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами части 4 ГК. В соответствии с этими нормами кодекса договоры в отношении коммерческого обозначения и "ноу-хау" госрегистрации не подлежат.

Также депутаты также предлагают скорректировать нормы об ответственности правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям, касающимся несоответствия качества товаров и услуг. Действующая субсидиарная ответственность правообладателя нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзера и франчайзи, отмечают депутаты. В связи с этим устанавливается, что правообладатель несет субсидиарную ответственность только в том случае, если доказано, что несоответствие качества товаров и услуг вызвано ненадлежащим исполнением договора со стороны правообладателя.

Авторы законопроекта также предлагают изменить условия заключения новых договоров между правообладателем и пользователем. Так, действующая редакция ГК устанавливает, что пользователь вправе заключить с правообладателем новый договор на новый срок на тех же условиях, если он надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Кроме того, в ГК закреплена норма о том, что правообладатель вправе отказать в заключении договора на новый срок только при условии, что он не будет заключать с другими лицами аналогичные действующие на той же территории договора в течение 3 лет.

Это положение "является дискриминационным по отношении к правообладателям", отмечают парламентарии. "В процессе ведения бизнеса может быть много причин, чтобы правообладатель имел основания не возобновлять договор с пользователем. Правообладатель должен иметь возможность обновить свою систему, а безусловная необходимость возобновлять договор на тех же условиях ставит серьезные препятствия на пути развития бизнеса", - говорится в пояснительной записке.

В связи с этим, сохраняя приоритетное право пользователя на заключение нового договора, предлагается исключить норму о заключении договоров "на тех же условиях" и дать возможность правообладателю заключить новый договор на выгодных условиях либо с новым пользователем, либо приоритетно с пользователем по прекратившемуся договору, если этот пользователь согласен на эти условия.

Законопроектом также предлагается установить срок госрегистрации договоров коммерческой концессии Роспатентом - не более одного месяца.

Кроме того, статья об ограничениях прав сторон по договору коммерческой концессии приводится в соответствии с законом "О защите конкуренции". В частности, допускается возможность регулирования и установления правообладателем цены перепродажи товара или услуги.