Ключевой законопроект по регулированию финансового рынка — об инсайде и манипулировании — выходит на финишную прямую. Завтра пройдет его основное, второе чтение в Госдуме. Однако представленный на рассмотрение депутатов документ полон противоречий, ставших следствием разногласий финансовых регуляторов. В нынешнем виде документ неработоспособен, заключают эксперты.
Завтра Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию фондовым рынком. В среду комитет Госдумы по финрынку рассмотрел и рекомендовал документ к принятию нижней палатой парламента, несмотря на серьезные разногласия между финансовыми регуляторами — ФСФР и ЦБ. Задача по созданию в России мирового финансового центра, поставленная правительством, заставляет депутатов торопиться с принятием ключевого для фондового рынка документа до завершения весенней сессии.
Основные споры на вчерашнем заседании комитета возникли между представителями ЦБ и ФСФР. ЦБ не готов раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке. При этом следить за соблюдением законодательства об инсайде и манипулировании должна ФСФР, и службу не устраивает независимость ЦБ в порядке раскрытия инсайдерской информации.
"Ценность закона именно в том, что он устанавливает одинаковый порядок раскрытия инсайдерской информации для всех ее обладателей",— заявил заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Поэтому, когда речь идет о публичных банках, ЦБ должен публиковать информацию о результатах своих проверок в этих банках, считают в ФСФР. Сейчас порядок, объемы и сроки предоставления такой информации определяет сам ЦБ. "Мы считаем, что правила раскрытия инсайдерской информации о торгуемых банках не должны определяться ЦБ",— сообщил глава ФСФР Владимир Миловидов.
Впрочем, этот аргумент не выдержал критики: замглавы юридического департамента Банка России Александр Жданов и депутаты в один голос заявили, что публиковать результаты проверок опасно, поскольку "вкладчики не разберутся и побегут" и "это спровоцирует панику и обвал банков, как в 2004 году". "Уровень финансовой грамотности инвесторов и вкладчиков разный,— аргументировал директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.— Излишнее раскрытие информации может быть вредно для них".
ЦБ, в свою очередь, не устраивают полномочия ФСФР. В частности, новый законопроект дает службе право влиять на отзыв банковских лицензий. Предполагается, что, если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР не только имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг (как происходит сейчас), но после этого ЦБ тоже должен отозвать у банка-нарушителя лицензию на банковскую деятельность. Сейчас нарушения банков при работе на фондовом рынке к отзыву банковской лицензии не ведут.
Еще один предмет разногласий ЦБ и ФСФР — определенное законопроектом право ФСФР проверять ЦБ на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании. "Нас даже Антимонопольная служба не имеет права проверять!" — аргументировал господин Жданов. Если уж надо проверять ЦБ, то пусть это делает Счетная палата, предложил он. "Мы помним об особенностях конституционного статуса ЦБ",— парировал господин Синенко. В отношении ЦБ и так сделаны исключения — в частности, действия регулятора на валютном рынке выведены из-под регулирования законом, напомнил чиновник. "Но как профучастник рынка ценных бумаг ЦБ должен иметь одинаковые со всеми права",— заявил господин Синенко. "Мы воспринимаем это как ограничение своей независимости",— отреагировал господин Жданов.
В среду к концу заседания позиции ЦБ и ФСФР были согласованы лишь по одному вопросу. "В законопроекте учтено предложение о том, что отзыв банковской лицензии у банка, нарушившего закон об инсайде, будет введен через три года",— пояснила вчера зампред комитета по финрынку Лиана Пепеляева. Законопроект в представленной ко второму чтению редакции неработоспособен, считают эксперты. В части, касающейся инсайда, документ требует принятия множества нормативных актов ФСФР, говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Поэтому, даже если закон и будет принят в 2010 году, участники рынка вряд ли почувствуют улучшение ситуации в ближайшие пару лет, оценивает он.