На сайте Минфина опубликован проект приказа, в котором описано, как работники министерства должны уведомлять свое начальство о намерении подработать. Эксперты отмечают, что такие нормы были бы полезны для всех ведомств, так как помогли бы регистрировать случаи "опосредованных" взяток, которые чиновники могут получать от заинтересованных лиц.

Документу перед принятием предстоит пройти антикоррупционную экспертизу (экспертные заключения принимаются до 18 июня), однако после этого появится четкая иерархия отчетности за "иную оплачиваемую работу" служащих. Сведения о ней будут приобщаться к личным делам чиновников.

Так, заместители министра финансов будут уведомлять о намерении заработать премьер-министра. Информация об этом будет проходить через отдел кадров и административный департамент Минфина. Главы и заместители глав департаментов, помощники министра, а также заместители руководителей федеральных служб, находящихся в ведении министерства, будут отчитываться перед главой Минфина. Другие служащие, включая руководителей территориальных органов федеральных служб, должны будут уведомлять о дополнительной работе замминистра Антона Силуанова.

Как пояснили в министерстве, приказ должен "просто установить порядок уведомления", который сейчас отсутствует. То есть фактически уточняется существующая в законе "О государственной гражданской службе" (ч. 2 ст. 14) норма, где говорится, что служащий может "выполнять иную оплачиваемую работу" с предварительным уведомлением нанимателя, "если это не повлечет за собой конфликт интересов". О том, что федеральные органы исполнительной власти должны принимать "действенные меры" по предотвращению конфликта интересов на службе, напоминалось и в указе президента "О национальной стратегии противодействия коррупции" от 13 апреля, на который также ориентировались авторы проекта.

Такие меры работают на то, "чтобы предотвратить получение коррупционных доходов", пояснил директор департамента по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков. "Чиновник не может получать деньги в тех организациях, на которые он влияет",- напомнил он. Иначе может возникнуть конфликт интересов. А отчетность служащих дает возможность проверять как источники дополнительного заработка чиновников, так и их декларации о доходах. Правда, заявил эксперт, хотя за нарушение служебных обязанностей и предусмотрено наказание, но оно не является неотвратимым, поэтому подобные приказы это "реальная", но "очень частная" мера.

"Эта норма может быть и должна быть во всех ведомствах",- заявил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Под "иной оплачиваемой работой", например преподавательской, могут скрываться "опосредованные взятки". Они могут быть заложены в "несовместимых гонорарах", которые выплачиваются служащим за проведение платных семинаров для заинтересованных лиц. Существует ли у чиновников такой доход, можно контролировать через налоговые органы, отмечает господин Кабанов. Правда, по его словам, ответственность за неуказание сведений в законодательстве не предусмотрена, а она "должна быть налицо вплоть до увольнения".