Как заявил вице-президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Марк Мэллок-Браун, кризис еще далек от завершения и может проявиться в самых различных формах и секторах. Отечественные эксперты добавляют: Россия, которая вовлечена в мировую экономику, оказывается в крайне шатком положении. По их прогнозам, худшее и одновременно самое реальное, что может нас ожидать, – это девальвация национальной валюты.

Выступая на открытии двухдневного саммита ВЭФ в столице Катара Дохе, Марк Мэллок-Браун отметил, что проблемы с государственной задолженностью ряда стран зоны евро показывают: мировой экономический кризисе «еще далек от завершения». «Трудности государств зоны евро подтверждают, что нынешний мировой кризис продолжается, – сказал он. – Более того, он способен проявиться в самых различных формах и секторах». В этих условиях, по мнению экономиста, в экстренном порядке следует провести реформу мировой финансовой системы.

Напомним, что не так давно глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише в интервью немецкому журналу Spiegel высказал мнение, что страны Европы переживают сейчас самый глубокий и драматический экономический кризис со времен Первой мировой войны. «Ситуация тяжелая, такой не было с момента завершения Второй мировой войны или даже Первой мировой войны», – сказал он тогда. Иными словами, в мире ситуация остается нестабильной. И для России, которая вовлечена в мировую экономику, это ничего хорошего не предвещает.

Вместе с тем весьма авторитетные специалисты утверждают, что страны с переходной экономикой справились с мировым спадом лучше, чем развитые государства. Как отметил вчера г-н Трише, они тоже серьезно пострадали, но как группа они остались источником силы для мировой экономики. «Поэтому неудивительно, что кризис привел к еще более глубокому осознанию их возросшего экономического значения и необходимости их полной интеграции в глобальное управление», – сказал он. По прогнозу, подготовленному в прошлом месяце Международным валютным фондом, ВВП стран с переходной экономикой, включая Бразилию и Россию, вырастет в этом году на 6,3%, что почти втрое превысит темпы экономического роста развитых государств, при том что рост мирового ВВП ожидается на уровне 4,2%. Европа, надо признать, тоже не сидит сложа руки. Для спасения единой валюты ЕС пришлось принять пакет антикризисных мер стоимостью 1 трлн. долларов, правда, по поводу того, поможет он или нет, мнения расходятся.

Что касается России, то, по словам экспертов, назвать положение нашей страны устойчивым или стабильным нельзя. По мнению ведущего эксперта Центра развития Дмитрия Мирошниченко, его скорее можно оценить как шаткое. «Российская экономика не конкурентоспособна, она крайне слаба и уязвима, – отметил аналитик «НИ». – Поэтому все, что происходит в мире, отражается на нас. То есть как «у них» пойдет, так и у нас проявится. Слабы практически все сектора нашей экономики. Более-менее устойчивы лишь сельское хозяйство и пищевая промышленность, поскольку даже в кризис люди все равно продолжают питаться. Тот же сырьевой сектор, действительно, сейчас более развит, чем прежде, но при сценарии падения цен на сырьевые товары, он тоже проваливается».

С этими оценками соглашается и доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский, который отмечает, что по большому счету вся российская экономика плохо защищена. «И не столько потому, что она не эффективна, сколько потому, что все последние годы она жила на иностранных инвестициях, которых сегодня нет, – пояснил «НИ» ученый. – У нас слишком слаба банковская система, а государство не в состоянии оказывать масштабную финансовую помощь».

По его мнению, в первую очередь кризис может проявиться в углублении бюджетного дефицита. «Это поставит Россию перед безальтернативной необходимостью девальвации национальной валюты, – предупреждает специалист. – Мы можем пойти вслед за Грецией, Испанией, Италией, Португалией и Румынией. Наша страна критически зависима от поступлений от экспорта углеводородов, а они могут упасть в цене в связи с тем, что основной их потребитель – это как раз Европа. Европейские страны потребляют 15% мирового объема углеводородов, а тот же Китай – только 10%. Так что очевидно, что падение цен на несколько процентов негативно скажется на развитии российской экономики». Кроме того, возникают определенные проблемы с внешними заимствованиями, поскольку у Старого Света сейчас денег просто нет. «Так что рассчитывать на то, что деньги придут из Европы, не приходится», – подчеркнул профессор.