Оборот "электронных денег" станет прозрачнее. Надзирать за организациями, которые выпускают "виртуальные банкноты", сможет Центробанк. Такая норма заложена в законопроекте о национальной платежной системе (есть в распоряжении "РГ"). Уже на этой неделе документ будет отправлен на согласование в другие ведомства, обещал вчера глава департамента минфина Сергей Барсуков.
В проекте есть специальная глава, посвященная электронным деньгам. По четырем основным моментам этого раздела согласие практически достигнуто, говорит Барсуков: электронные деньги надо регулировать, делать это будет ЦБ, операторы электронных денег не смогут выдавать кредиты, а требования к ним будут мягче, чем к банкам.
По сути дела, речь идет о том, чтобы узаконить деятельность таких систем, как "Яндекс. Деньги", WebMoneu. Сейчас их положение в законодательстве практически не прописано, по законопроекту такие организации смогут получить статус операторов. Но для этого им надо соответствовать ряду критериев. Чистые активы таких организаций должны быть не менее 10 миллионов рублей, их руководители - иметь высшее экономическое, юридическое образование или быть дипломированными программистами и не иметь судимости. Каждая организация должна будет направить в Центробанк регистрационное заявление. Кроме того, на операторов, которые не являются кредитными организациями, накладываются некоторые ограничения: деньги клиентов-физлиц должны обязательно находиться на отдельном банковском счете, который открывает оператор, их можно использовать исключительно для выполнения поручений клиента. Как-либо инвестировать средства клиентов операторы, в отличие от банков, не смогут. Открывать счет они будут обязаны в кредитной организации, которая работает на рынке не меньше трех лет. Если оператор не станет выполнять требования, то ему могут запретить заниматься работой с электронными деньгами.
Не исключено, что операторы создадут и собственный гарантийный фонд. Во всяком случае, в законопроекте такая возможность предусматривается. При использовании "электронных кошельков" гражданами оператор не обязан идентифицировать клиентов, если сумма в кошельке не превышает 15 тысяч рублей. В противном случае вступает в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов". Юрлица смогут получить деньги от физлиц в том случае, если они пройдут идентификацию.
Однако пока неясно, будет ли в законе о национальной платежной системе специальная глава, посвященная национальной системе платежных карт. В ней должна идти речь о том, как государство сможет взаимодействовать с банками, которые возьмут на себя выпуск и обслуживание пластиковых карт для получения социальных услуг и оплаты государственных услуг. Минфин считает, что этот раздел лучше включить в закон о государственных и муниципальных услугах. Самый спорный момент - как будет выглядеть пул таких банков: в форме акционерного общества или некоммерческого партнерства.
Банкиры опасаются, что размер участия банка в АО будет определяться исходя из его доли на рынке. Для небольших и средних банков это невыгодно. Между тем конкуренция создаст условия для того, чтобы услуги по "пластику" были дешевле, считает глава ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Антимонопольщикам надо дать возможность следить за тарифами и комиссионными платежами таких систем, говорит он. Но должны быть и стимулы, чтобы от наличных расчетов люди постепенно переходили к безналичным платежам, полагает Аксаков. По его мнению, надо буквально обязать торговцев устанавливать платежные терминалы. У человека должно быть право на проведение любых расчетов в любом месте - в безналичной и в наличной форме. В России выпущено более 130 миллионов платежных карт, но 92 процента операций по ним - это снятие налички, говорит Аксаков.
- Справка "РГ"
По оценкам ассоциации "Электронные деньги" оборот российских электронных платежных систем в прошлом году составил около 40 миллиардов рублей. Общее количество пользователей электронных средств оплаты оценивается в 20 миллионов человек.