31 марта 2010 года в Государственном университете – Высшей школе экономики будет проведен круглый стол «Обсуждение проектов положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ). Круглый стол организован фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО») совместно с Министерством финансов РФ.

Фонд «Национальный совет по стандартам финансовой отчетности» (НСФО) совместно с Министерством финансов РФ объявляет о завершении научно-исследовательской работы (НИР) по разработке проекта положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на поиск, оценку и разведку запасов полезных ископаемых».

Затраты на поиск, оценку и разведку запасов полезных ископаемых зачастую составляют существенную часть затрат добывающих предприятий. Однако в настоящее время российское законодательство по бухгалтерскому учету не определяет порядок признания и отражения в бухгалтерской отчетности таких затрат.

Вопрос учета затрат по поиску, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых и отражения в финансовой отчетности предприятий является спорным, поскольку для таких затрат не в полной мере применимы критерии, используемые в ПБУ для других элементов отчетности (например, ПБУ 6/01 «Основные средства», ПБУ 14/2001 «Нематериальные активы»). Затраты по освоению природных ресурсов зачастую трудно отнести к основным средствам, нематериальным активам или расходам отчетного периода. Ввиду отсутствия правил учета в применении к таким затратам организациям приходится самостоятельно определять порядок их учета, ориентируясь на налоговое законодательство, требования МСФО или ОПБУ США.

Целью НИР являлась разработка правил учета затрат на разведку и оценку, которые соответствовали бы требованиям МСФО, но при этом учитывали бы специфику нормативного регулирования в РФ, а также сложившуюся практику бухгалтерского учета. В результате НИР разработан проект нового ПБУ.

ПБУ «Отчеты о движении денежных средств»

В силу обособленности требований к представлению денежных потоков от другой отчетной информации, а также в силу отсутствия российского стандарта по денежным потокам, отчеты о движении денежных средств, составляемые российскими организациями, в основном соответствуют требованиям МСФО. Имеющиеся несоответствия, как правило, частного характера и не затрагивают концептуальных вопросов представления этого отчета. В связи с этим представляется целесообразной разработка ПБУ по отчетам о движении денежных средств непосредственно на основе МБС 7.

Однако российский стандарт не может сводиться к переводу на русский язык английского текста МБС 7. Российское ПБУ должно разрабатываться с учетом имеющейся практики составления отчета, текущего состояния отечественной нормативной базы по бухгалтерскому учету. Кроме того, необходимо принимать во внимание имеющиеся недостатки международного стандарта, чтобы не повторять их в российском аналоге.

В проекте ПБУ 23/10 не предусмотрена возможность представления текущих денежных потоков косвенным методом. Кроме того установлены более определенные критерии классификации денежных потоков, в частности, денежные поступления процентов и дивидендов определены как инвестиционные денежные потоки, за исключением процентов и дивидендов по спекулятивным финансовым вложениям и процентов по торговой дебиторской задолженности, которые определены как текущие денежные потоки.
Денежные выплаты процентов определены как текущие денежные потоки, за исключением процентов, капитализированных в стоимости инвестиционных активов в соответствии с ПБУ 15/08, которые определены как инвестиционные денежные потоки. Денежные выплаты дивидендов определены как финансовые денежные потоки.

ПБУ «Операционные сегменты»

В связи с тем, что вопрос раскрытия сегментной информации не связан с ведением бухгалтерского учета и с вопросами признания оценки и классификации элементов финансовой отчетности, нормы бухгалтерских стандартов, регулирующих этот вопрос, как правило, не сталкиваются с проблемами их практического применения.

За истекшее десятилетие применения ПБУ 12 фактически не порождало никаких вопросов. Практические проблемы ПБУ 12 до сих пор были связаны не с содержанием его требований, а только с самим фактом их выполнения. При отсутствии в России культуры использования информации, представленной в бухгалтерской отчетности, для принятия экономических решений, требования ПБУ 12 выполняются большинством российских организаций очень формально или не выполняются вовсе. Но эта проблема не решатся изменением норм ПБУ, она может быть решена только на законодательном уровне путем создания нормативной базы для использования бухгалтерской отчетности по её прямому назначению – для принятия экономических инвестиционных решений.

В связи с этим лучшим принципом разработки ПБУ по данному вопросу является прямое следование за МСФО: насколько меняется международный стандарт, настолько должен меняться его российский аналог. Поэтому проект ПБУ по раскрытию сегментной информации разработан непосредственно на основе МСФО 8.

Приглашаем экспертов и представителей профильных СМИ принять участие в обсуждении проекта.

Темы обсуждения:

  • По проекту ПБУ «Учет затрат на поиск, оценку и разведку запасов полезных ископаемых»:

- Сокращение, используемое для термина «затраты на поиск, оценку и разведку запасов полезных ископаемых»;

- Возможность признания расходов по займам и кредитам в первоначальной стоимости активов разведки и оценки;

- Представление активов разведки и оценки в отчетности в качестве отдельной категории активов или двумя отдельными группами в составе основных средств и нематериальных активов;

- Кто должен применять ПБУ 8;

- Как соотносятся между собой резервы условных обязательств (ПБУ 8/01) и резервы предстоящих расходов и платежей (Положение по ведению бухгалтерского учета в РФ, п. 72);

- Планы КМСФО (IASB) по изменению учета резервов в МСФО.

  • По проекту ПБУ «Отчеты о движении денежных средств».

- Представление данного отчёта некоммерческими организациями.

 - Денежные потоки в связи с уплатой и вычетом НДС.

  • По проекту ПБУ «Операционные сегменты».

- Использование управленческой информации в условиях РФ (при отсутствии практики соответствующего документооборота)

Начало мероприятия: 09:30 (регистрация с 9:00)
Адрес: ул. Мясницкая, 20, аудитория № 311

Аккредитация для журналистов
по тел. 628-55-98, 621-78-73, press@hse.ru