План модернизации финансовой системы России, который должен стать частью общей президентской программы развития страны, подвергся критике экспертов. В частности – идея сокращения числа банков и стимулирования населения к сбережению. Дело не в дефиците средств, а в эффективности их использования.

Проект «Структурная модернизация финансовой системы России», подготовленный месяц назад Институтом современного развития (ИНСОР), который считается «мозговым центром» команды Дмитрия Медведева, вместе с Банком Москвы и Московской финансово-экономической академией, нуждается в доработке. К такому выводу пришли участники конференции, посвященной обсуждению этого проекта.

Как уже писала «Газета.Ru», в докладе отмечается, что докризисный подъем российской экономики был обусловлен расширением потребления, которое финансировалось нефтедолларами и внешними займами, а потому он оказался крайне неустойчивым. «Накопленный форсированный рост за 2006—2008 годы сошел на нет всего за 3—4 месяца, реальный сектор вернулся на уровень 2005 года», — говорит директор центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. При этом внешние займы использовались неэффективно: из общего объема внешних инвестиций в 2007 году лишь 25% были направлены на кредиты реальному сектору, а остальная часть была «нейтрализована» оттоком капитала и ростом банковских средств на счетах ЦБ.

Чтобы обеспечить стабильное и устойчивое развитие отечественной экономики, авторы доклада предложили модернизировать финансовые институты и уменьшить зависимость от внешних факторов. Среди основных мер предоставление Центробанку независимости от правительства. Он должен строже следить за показателями системообразующих банков, поскольку они выступают центрами перераспределения денежной ликвидности. Для них целесообразно применить специальное банковское регулирование. Кроме того, авторы доклада предложили провести хотя бы частичную приватизацию госбанков и сократить общее число банков до «оптимальных» 220—280. А для получения «длинных денег», в частности, снизить спрос населения на наличные деньги, сократив потребление и стимулировав рост сбережений.

Из предложений ИНСОРа разве что идеи независимости Центробанка и приватизации госбанков не вызвали критики со стороны экспертного сообщества. «Доклад не получился. Я бы его в таком виде показывать не стал. В советские времена это был бы диссидентский документ, сегодня это антирыночный документ», — заявил руководитель консалтинговой группы «Банки, финансы, инвестиции», бывший первый зампред Центробанка Александр Хандруев. По его словам, доклад ИНСОРа — это попытка навязать финансовому рынку политическую конструкцию. «Доклад строится на ложных посылах. Во-первых, у нас нет проблемы дефицита финансовых ресурсов, а есть проблема их эффективного использования. Во-вторых, нельзя рассуждать так: положим все банки в прокрустово ложе, а всех остальных, кто недоволен, загоним в специальный режим резервации. Такие задачи должны решаться в ходе конкурентной борьбы», — возмущался Хандруев.

«Ресурсы в стране есть. Где все нефтедоллары? Это значит, что банки просто не выполняют свои функции. В России в банковской системе высшим пилотажем считается кредитовать клиента его же собственными деньгами», — согласился замминистра финансов Сергей Сторчак.

«Доклад не отвечает на главную проблему — наркотическая зависимость от нефтяной трубы. У нас даже зарплата уборщицы в сельской школе финансируется этой трубой. Получается, что даже идеальная банковская система будет именно ее обслуживать, тогда как надо создавать новые центры финансирования, которые не зависят от нефтяной трубы, необходимо развивать импортозамещение», — отметил депутат Госдумы, глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. По его словам, добиться эффекта импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных производителей можно только правильной курсовой политикой. «Центробанк сегодня борется с инфляцией, а потому укрепляет рубль, что подавляет отечественное производство», — сказал Аксаков.

Недовольство вызвало и предложение сокращать число банков. «Неправильно задавать количество банков, оптимальных для экономики. Центробанк и Минфин не ставят количественных показателей, у нас есть требования к финансовой надежности и устойчивости банков. Консолидация должна идти естественным путем», — подчеркнул директор Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. По его словам, требования по минимальному размеру уставного капитала (с 1 января 2010 года — 90 млн рублей) почти не сказались на банковской системе: лицензий лишились до 10 банков.

«Банки должны уходить с рынка под влиянием этого самого рынка, а не из-за административного давления», — согласился Аксаков. «Все цифры (220—280 банков — «Газета.Ru») очень скользкие, предлагать их власти не надо», — добавил вице-президент РСПП, сопредседатель комитета по банкам и банковской деятельности Александр Мурычев, пояснив, что чиновники, увидев конкретные цифры от экспертного сообщества, могут сделать вывод, что надо ужесточать административный контроль.

Некоторые предложения ИНСОРа и вовсе удивили. Например, сократить внутреннее потребление. «Рыночная экономика ориентирована на спрос, Россия пока удовлетворяет внешний спрос, экспортируя сырье. Но как быть с внутренним спросом, промышленным спросом, инфраструктурным?

Если мы сократим наличную денежную массу, то, простите, кто будет покупать те же автомобили «АвтоВАЗа»?» — недоумевал с долей юмора председатель комитета госзаимствований Москвы Сергей Пахомов.

Кроме того, программа нуждается в дополнениях. «За рамками исследования остались бюджетные отношения, а это такая же часть финансовой системы», — пояснил Сторчак.

С учетом предложений и доработок доклад должен быть отправлен президенту до конца года.