Власти не уверены, что смогут повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2011-2012 годах. Кстати, и в этом году он тоже не был проиндексирован. Таким образом, минимальная зарплата россиян равна сейчас прожиточному минимуму четвертого квартала 2007 года и скорее всего останется на этом уровне еще пару лет.

Такие выводы содержатся в отчете минздравсоцразвития о реализации Концепции действий на рынке труда в 2008-2009 годах, оказавшемся в распоряжении "РГ".

Тем временем МРОТ - это уровень зарплаты, ниже которого работодатель не имеет права платить сотруднику за полный рабочий день. Сегодня он по-прежнему составляет 4330 рублей, тогда как средний по стране прожиточный минимум - 5198 рублей. В отчете минздравсоцразвития сказано, что повышение МРОТ обойдется государству "в копеечку" - по подсчетам минфина, если ее увеличить даже до прожиточного минимума четвертого квартала 2008 года, то только на федеральных бюджетников придется дополнительно потратить 7 миллиардов рублей, а на выравнивание региональных бюджетов потребуется 71 миллиард. Это в нынешней ситуации достаточно накладно. Следовательно, возможность его индексации в 2011-2012 годах будет рассматриваться исходя из финансовых итогов этого года и ситуации на рынке труда.

Пока же число бедных в нашей стране только растет. В прошлом году оно увеличилось до 17,4 процента населения, или 25 миллионов человек. Это люди, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума. Причем более половины из них - 59,4 процента - работающие. В то же время доходы беднейших и наиболее богатых россиян сейчас отличаются в 16 раз.

Впрочем, аналогичная ситуация наблюдается во многих странах СНГ, и Россия на их фоне занимает, конечно, не худшее (аутсайдером является Киргизия), но и не лучшее положение. Так, в целом по СНГ (не считая России) получают зарплату ниже прожиточного минимума и живут за чертой бедности более 16 миллионов человек. Это 5,3 процента от числа работающих в Азербайджане, 3,6 - в Белоруссии, 1,2 - в Казахстане, 57 - в Киргизии, 34,8 - в Молдавии, 12,8 процента - в России и 13,4 - в Украине. В большинстве стран СНГ "минималка" ниже прожиточного минимума. В России, к примеру, в натуральном выражении она самая высокая - 143 доллара США, но в процентном соотношении с прожиточным минимумом показатель средний - 77 процентов. Наиболее высокий процент - 95 - в Белоруссии, где МРОТ составляет 90 долларов. Самые низкий показатель - в Киргизии - 8 долларов, или 9 процентов от прожиточного минимума, и Таджикистане - 14 долларов. И только в Казахстане и Украине "минималка" равна прожиточному минимуму - 101 и 93 доллара соответственно.

По мнению экспертов, критерии расчета МРОТ и прожиточного минимума нуждаются в совершенствовании. В методологию формирования потребительских корзин в странах СНГ заложены узкий ассортимент потребительских товаров и услуг, завышенные сроки службы непродовольственных товаров, заниженные нормы потребления продуктов питания при углеводистой модели продуктового набора. Ни в одной из стран СНГ в прожиточном минимуме не предусмотрены затраты, которые должны обеспечить содержание ребенка.

Кому-то разговор "в пользу бедных" покажется неуместным в сегодняшней экономической ситуации. Однако наши эксперты считают, что возможности для корректировки и потребительской корзины, и МРОТ все же есть. И если это не сделать сейчас, то мы можем получить очень серьезные социальные проблемы.

Комментарии

Владимир Щербаков, генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов:

- Мы настаиваем, во-первых, на приведении потребительской корзины к современным социально-экономическим реалиям, а также на установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека в размере 5086 рублей. На наш взгляд, резервы для повышения зарплат у государства имеются. Почему бы не пересмотреть систему налогообложения доходов богатых людей? В настоящее время практически ни одна из развитых стран даже не подвергает сомнению идею дифференцированного подхода к налогообложению доходов жителей. Во Франции прогрессивная шкала налогообложения включает 7 ступеней, в США - 5, в Австрии, Германии, Нидерландах - 4. А вот Россия первая перешла на плоскую шкалу налогообложения, за ней последовали Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Украина.

Александр Разумов, заместитель гендиректора НИИ труда и соцстрахования Минздравсоцразвития:

- Хотелось бы напомнить, что в течение нескольких "тучных" лет экономического роста в России (2001-2007 годы) уровень жизни населения заметно вырос, а бедность сократилась более чем в 2 раза.

Сейчас наиболее уязвимыми у нас являются занятые в сельском хозяйстве, неквалифицированные рабочие, лица с невысоким уровнем образования, занятые ведением домашнего хозяйства, и большие семьи. А также родители-одиночки, долговременные безработные, молодежь после окончания учебного заведения.

Пока бедность в связи с кризисом не приобрела масштабный характер. Но в ближайшей перспективе, учитывая слабый спрос на производимую Россией продукцию и сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, одной из важнейших задач государственной соцполитики будет разработка мер по противодействию распространения широкомасштабной бедности (как это произошло после финансового кризиса в августе 1998 года). Необходимо, конечно, совершенствовать и политику установления МРОТ, и подходы к измерению российской бедности.

Вячеслав Бобков, генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктор экономических наук, профессор:

- В 2009 году согласно результатам мониторинга доходов и уровня жизни, проводимом ВЦУЖ, примерно 24 процента работников имели среднемесячную заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, еще у 23 процентов она была ниже 2 прожиточных минимумов, что также не обеспечивало восстановительного потребления работников с учетом тяжести, напряженности и других условий их труда. Отсюда и бедность в семьях работающего населения.

В законодательстве необходимо установить четкую характеристику МРОТ как гарантированного государственного минимального трудового стандарта оплаты легкого, простого (неквалифицированного) труда, осуществляемого в нормальных условиях при отработке нормы рабочего времени. Это означает, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не должны учитываться в составе МРОТ. Их необходимо вывести из него и выплачивать сверх МРОТ, что у многих работников повысит фактический минимальный размер выплат.