В прошлый вторник Председатель комитета по финансовому рынку, зампред фракции "Единой России" Владислав Резник внес в Госдуму поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности": у каждого автовладельца вдобавок к полису ОСАГО появится специальная пластиковая карта обязательного страхования.

По замыслу автора закона, на ней будет содержаться информация обо всех совершенных водителем правонарушениях. С ее помощью можно будет как оформлять протокол, так и непосредственно платить штраф, причем даже в кредит, необходимые средства потом можно будет восполнить в отделении банка. Аппараты, позволяющие это сделать, установят в автомашинах сотрудников ГИБДД.

Итак, все просто. Купил полис ОСАГО – получил карту. Активировать ее или нет, решать водителю, насильно якобы никого не заставят. Предполагается, что карта будет с лимитом на 2500 руб., годовое обслуживание – 600 руб. Таким образом, цена вопроса для автовладельцев – 30 млн долл. со всех ежегодно. При этом, как считают в Думе, закон поддержат и банки, и ГАИ, и правительство. Разработчики закона надеются, что таким образом удастся повысить собираемость штрафов, которая сейчас составляет всего лишь чуть более 50%. Однако вопросов после внимательного изучения депутатских инициатив появилось много. Во-первых, у нас еще никто не отменял презумпцию невиновности, а оплата штрафов на месте по требованию инспектора ГАИ, с учетом российской специфики, может напоминать вымогательство. Во-вторых, нужно сформировать рынок предоставления такой услуги, потому что ее не может оказывать один, допустим, Сбербанк, – это будет монополизм. В-третьих, нужна информационная защита базы владельцев карт и операций по ним, так как пока что предполагается, что данные о неоплаченных штрафах будут препятствовать получению полиса ОСАГО. Судя по всему, закон ко второму чтению придется кардинально перетряхнуть, так как пока все это напоминает очередной способ сравнительно честного отъема денег у населения.

Как можно расценить новые поправки к закону об ОСАГО? Говорит Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем".

Моржаретто: С одной стороны, это все замечательно, потому что новые технологии, модернизация, сейчас очень модное слово инновация – тут все вроде присутствует. С другой стороны, давайте посмотрим, кому все это нужно. Первая и самая главная цель достаточно странная. Господин Резник говорит, что штрафов собирают только 50%, и теперь будем собирать штрафы на 100%. То есть цель ставится – усилить работу системы государственных сборов штрафа, которой вообще заниматься должны не страховщики, а государственные органы. Вторая - наверное выгодно это тем, кто будет выпускать эти 40 млн карточек. Кто будет выпускать терминалы, которые установят в каждой машине ГАИ? Я понимаю и интерес этих людей. Но вот интересов автомобилистов, зачем им это, я не понимаю вообще. Если уж вы хотите вводить некую карточку, которой можно платежи делать и так далее, давайте сделаем общую. У нас есть государственная программа "Электронная Россия", там полагается, у каждого человека будет своя карточка, и это отдельная программа. Тут страховщики говорят, что это у нас будет только свое. Вот это я считаю совершенно излишним, ненужным.