В России кризис подорвал доверие и к власти, и к бизнесу

В России кризис подорвал доверие активной части общества и к власти, и к бизнесу, свидетельствует опрос, проведенный компанией Edelman. При этом большинство опрошенных почему-то убеждены, что без усиления роли государства в экономике преодолеть последствия рецессии невозможно.

Главный тренд этого года — доверие к бизнесу в мире незначительно, но выросло. В основном за счет восстановления доверия в США и в некоторых странах Западной Европы, свидетельствует Edelman Trust Barometer. Заметнее всего имидж компаний улучшился в США (с 36% до 54%) и в Италии (с 33% до 59%). Хотя, например, в Великобритании уровень доверия поднялся лишь в пределах статистической погрешности — на 3% (до 49%).

«Доверие к бизнесу растет, но достичь докризисных показателей пока не получается», — говорит президент и генеральный директор Edelman Ричард Эдельман.

В США и еврозоне начало восстанавливаться и доверие к власти. Во Франции, например, доверие к правительству усилилось на 9% (до 43%). Лидер по росту доверия — Швеция (с 36% до 60%).

Россия движется в противоположном направлении. За последний год доверие к бизнесу сократилось на 10 пунктов и составило 42%. Настолько же упало и доверие к власти, причем уровень доверия замер на отметке 38%. Это самое значительное сокращение уровня доверия среди всех исследуемых стран.

Единственное, что объединяет позиции лидеров мнений во всем мире, включая Россию, это пессимизм. Общественное мнение уверено, что после окончания кризиса компании вернутся к прежним жестким, «своекорыстным» методам ведения бизнеса.

Российские респонденты больше всего доверяют бизнесу в компаниях IT-телеком-отрасли (66%), автомобилестроении (57%), ТЭК (55%) и розничной торговле (50%).

В меньшей степени опрошенные в России доверяют фармацевтическим компаниям — 37% (в странах ЕС этот показатель составляет 50%, в мире в целом — 55%), бизнесу в страховании, СМИ и банковскому бизнесу — по 41%.

Больше всего россияне доверяют немецкому бизнесу (77%), японскому (72%), шведскому (71%), канадскому и английскому (по 67%).

Для репутации компании в России важнее всего качество ее товаров или услуг (81%), справедливая ценовая политика (67%), а также финансовая прозрачность и социальная ответственность (по 67%).

Менее всего отечественные лидеры мнений склонны доверять корпоративной рекламе, рекламе продуктов питания (15%), статьям о компаниях в газетах (18%). При этом в России больше, чем в европейских странах, доверяют интернет-источникам информации, например блогам.

«Снижению доверия к бизнесу или слабому его восстановлению способствовали в первую очередь банкиры с полученными ими огромными бонусами, СМИ и страховой бизнес», — пояснил «Газете.Ru» президент и генеральный директор европейского офиса Edelman Дэвид Брейн. Он напомнил, что в США только треть респондентов сказали, что доверяют банкам. В 2006 году этот показатель составлял 68%.

Брейн прокомментировал также мнение большинства респондентов о том, что влияние властей на финансовые учреждения в ближайшее время будет усиливаться. «Да, есть такое мнение, но не факт, что усиление позиций властей в экономике будет способствовать ее скорейшему восстановлению», — говорит эксперт.

По данным опроса Edelman, 77% российских респондентов ожидают увеличения влияния властей на бизнес. Это всего лишь на 1% меньше, чем в США.

Доверие к бизнесу в России, может быть, и падает, но доверие к российскому бизнесу за рубежом растет, возражает глава РСПП Александр Шохин. «Несколько лет назад глава «Северстали» Алексей Мордашов хотел купить компанию «Арселор», и владельцы компании размышляли в таком духе: если у Мордашова хорошие отношения с Кремлем, то он «рука Кремля», что не есть хорошо, а если у него плохие отношения с властью, тогда пострадает наш бизнес. Это реликт «холодной войны», сейчас такого нет», — убежден Шохин.