Президент Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам прошедшего 9 февраля заседания Совета по развитию финансового рынка и утвердил сроки их исполнения.
Об этом сообщила в среду пресс-служба главы государства. Большинство поручений президента касаются давно разрабатываемых законопроектов. А направлены они на выполнение давно лелеемой властями задачи строительства в России международного финансового центра.
Первоочередной задачей объявлена доработка проекта федерального закона «О национальной платежной системе». (НПС). Именно с ее появлением связывают возможность ввести в России единые социальные карты для всех граждан, которые по идее должны стать электронными паспортами россиян. Президент постановил правительству внести его в Госдуму к 31 марта. Ранее предполагалось, что законопроект появится к 1 февраля, о чем сообщил в конце прошлого года на заседании Госсовета и Совета при президенте по развитию информационного общества вице-премьер Сергей Собянин. Впрочем, тогда же он признал, что в вопросе создания НПС остается много нерешенного. "Необходимо понять, нужно ли совмещать карту услуг с платежным средством, совмещать социальные выплаты с банковским счетом", – пояснял вице-премьер.
Также, по его словам, предстоит ответить на вопрос, какие платежные системы должны использоваться – международные или исконно российская. «Фактически речь идет о создании своеобразной системы финансовой безопасности России», – поясняет, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. По его словам, не исключено, что в ней продолжат работать международные платежные системы, но по новым правилам. Кроме того, законопроект должен дать юридические определения ряда понятий – "платеж", "перевод", "система перевода", "платежные системы". Вполне вероятно, что появится и новый участник рынка по приему платежей – некий "небанковский оператор платежной услуги".
К концу прошлого года стало очевидно, что регуляторы определились с тем, что такое НПС. «Это правила, по которым процессинги банков объединяются и работают», – сообщил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в основе концепции проекта, которую разделяет рабочая группа, завершающая работу над проектом закона, ляжет понимание НПС как «процессингового центра». Но, судя по тому, что к 1 февраля законопроект так и не был внесен в Госдуму, нерешенных вопросов по нему до сих пор осталось немало.
Апрель – самый урожайный
Зато к 1 апреля согласно поручению Дмитрия Медведева правительство должно завершить согласование сразу трех давно находящихся в разработке документов. Это законопроекты «О клиринге и клиринговой деятельности», «О центральном депозитарии» и «О биржах и организованных торгах». Все они призваны внести единообразие в правила работы на финансовом рынке.
Планы по разработке законопроекта о клиринге были намечены еще в стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы, однако поскольку в его создании участвовали сразу несколько ведомств — Минфин, Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Центробанк, то из-за внутренних споров разработка документа сильно затянулась. 19 января этого года законопроект был принятой Госдумой в первом чтении с оговоркой, что он должен быть доработан. Главное новшество законопроекта – появление на рынке центрального контрагента – гаранта по сделкам. Им может быть не только клиринговая, но и кредитная организация, которая не привлекает вклады физических лиц. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника, требуется доработка положений, касающихся правового положения центрального контрагента.
- О клиринге
Кли́ринг – безналичные расчеты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путем взаимного зачета исходя из условий баланса платежей. Клиринговый агент работает в качестве посредника и принимает на себя роль покупателя и продавца в данном платеже с целью обеспечения заказов между двумя сторонами.
От того, насколько быстро будет принят закон о клиринговой деятельности, зависит и судьба проекта закона «О биржах и организованных торгах». Разработанный Минфином, ФСФР и Минэкономразвития, он был принят Госдумой в первом чтении в феврале 2008 года. Однако дальше дело не продвинулось. Тогда глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник сообщил, что во втором чтении он будет рассматриваться не раньше, чем закон о клиринге. «Эти законопроекты должны будут приниматься одновременно», – сообщил депутат. В итоге в России до сих пор нет закона, который регулировал бы деятельность бирж. Торговля ценными бумагами в настоящее время осуществляется на основании закона «О рынке ценных бумаг», а торговля валютой – на основании закона « О валютном регулировании и валютном контроле».
Законопроект о центральном депозитарии (ЦД) разрабатывался по инициативе ФСФР с 2006 года и был принят Госдумой в первом чтении в мае 2007 года. Целью его появления является возможность сконцентрировать ликвидность по ценным бумагам в одном расчетном депозитарии, чтобы все биржевые сделки проводились через эту структуру. Однако озабоченность этим намерением высказывали и участники рынка (боясь удорожания стоимости услуг), и Минфин, опасавшийся, что ЦД станет монополистом депозитарных услуг, а ФСФР окажется монополистом в области контроля и надзора за самим ЦД. Однако, по словам главы ФСФР, Владимира Миловидова, отсутствие в стране центрального депозитария не способствует интересу к российскому фондовому рынку со стороны иностранных инвесторов.
- О депозитариях
Депозита́рий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав собственности на них. Исторически термин «депозитарий» отождествлялся с банковским сейфом, куда сдавались на хранение ценности. Крупнейшими российскими депозитариями являются Национальный депозитарный центр и Депозитарная клиринговая компания.
Первомай с инсайдом
К 1 мая текущего года правительством и администрации президента совместно с заинтересованными ведомствами согласно постановлению президента должен быть разработан и реализован «комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных условий для осуществления финансовыми организациями деятельности в Российской Федерации в рамках работы по созданию международного финансового центра. Выступая на заседании совета, Дмитрий Медведев подтвердил, что задача построения в России международного финансового центра является сверхактуальной. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов ранее сообщил, что правительство уже приняло план создания центра. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, для его формирования предстоит утвердить более 60 нормативных актов.