В ближайшее время президиум правительства РФ планирует рассмотреть проект Карты развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

Документ предусматривает две основные цели развития МСП до 2012 года, это увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике и формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Помимо основных целей Карта содержит задачи и целевые индикаторы, которые отражают динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства с 2008 по 2012 год, а также мероприятия по достижению поставленных задач. Работу предлагается организовывать как по решению общих предпринимательских проблем, например доступ к госзаказу, присоединение к электросетям, так и проблем конкретных отраслей.

Представители малого бизнеса и эксперты считают, что Карта достаточно полно отражает цели проекта и способы достижения результатов. Однако конечные показатели не всегда внушают экспертам доверие.

Андрей Шубин, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ России, отмечая полноту охвата разработанной Карты, вместе с тем считает, что цели реализации проекта представляются недостаточно амбициозными. "Так, одной из конечных целей является увеличение к концу 2012 года доли среднесписочной численности малых и средних предприятий до 18% от количества экономически активного населения, говорит эксперт. - Однако, по данным Росстата, в 2009 г. доля малых и средних предприятий уже составляла более 15%. Таким образом, разработчиками предполагается увеличение доли занятых в МСП менее чем на 3% в ближайшие 3 года".

Данная динамика, по мнению Шубина, входит в противоречие с долгосрочными планами президента РФ и правительства РФ по увеличению числа субъектов МСП и доли занятых в малом и среднем бизнесе. "Президентом России Дмитрием Медведевым была представлена стратегическая цель по увеличению числа занятых в малом и среднем бизнесе до 60-70% к 2020 году, - отметил эксперт. - В настоящее время доля занятых в МСП составляет всего 15% от экономически активного населения. Это означает, что для достижения поставленной президентом РФ цели необходимо в течение ближайших 10 лет увеличить число занятых в МСП в 3,5 раза".

В свою очередь Сергей Мигин, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства, считает, что снятие ресурсных ограничений - это хорошо, но до тех пор, пока не будет решена ключевая задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного бюрократического прессинга, эффект от финансовых вливаний в сектор будет минимальным. "В отсутствие решительных шагов по демонтажу "барьерной" системы регулирования, в том числе по практическому разделению властных и хозяйственных функций, достижение целевых индикаторов проекта развития МСП едва ли возможно, - говорит эксперт. - В 2004 г. предприниматели тратили на преодоление бюрократических препон 8,5% выручки, и сейчас эта ситуация как минимум не улучшилась".

По словам Мигина, в Концепции административной реформы до сих пор значится сокращение уровня затрат бизнеса на преодоление бюрократических барьеров до 3% от выручки к 2010 г., но теперь даже самым отъявленным оптимистам стало понятно, что этим планам сбыться не суждено. "В представленной минэкономразвития проектной карте развития малого и среднего предпринимательства в 2008 году стоит 8%, 2009 - 6%, 2010 - 4%, 2011 - 2%, 2012 - 1%, это даже оптимистичнее, чем в прошлогоднем докладе министра на президиуме, - говорит эксперт. - За счет каких резервов ожидается такое резкое сокращение административных барьеров - непонятно".

Малый бизнес считает, что должны быть реализованы дополнительные мероприятия по решению поставленных в Карте проекта задач.

В частности, по словам Андрея Шубина, Картой проекта предполагается, что правом приоритетного выкупа арендованного имущества в 2010 году воспользуются 8 тыс. предпринимателей. Но достижение данного целевого показателя осложняется ограничениями, налагаемыми налоговым законодательством, в соответствии с которым предприниматель, выкупивший имущество, обязан уплатить НДС от общей стоимости выкупаемого имущества. "Данная сумма существенна для большинства предпринимателей, - считает Шубин. - В случае сохранения требования налогового законодательства количество воспользовавшихся правом в 2010 г. может быть существенно меньше, чем предусмотрено проектом. В этой связи следует предусмотреть дополнительное мероприятие, которое будет связано с корректировкой Налогового кодекса РФ с целью исключения обязанности предпринимателей, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа имущества, уплачивать НДС с данной сделки".

Помимо этого, по словам эксперта, сейчас Картой проекта предполагается, что в 2009 г. в России будет существовать один технопарк, в 2010 г. - 3, в 2011 г. - 7, в 2012 г. - 15. Развитие инфраструктуры промпарков и технопарков представляется принципиально важным для решения проблемы развития внутреннего производства и импортозамещения в России. Однако предложенного картой проекта строительства 15 технопарков и промпарков явно недостаточно (хотя, если они уже начнут работать в 2012 году , это будет серьезным подспорьем) для обеспечения потребности предпринимателей в промышленных площадях. Для преодоления инфраструктурного дефицита, по мнению ОПОРЫ, необходима программа строительства промышленных парков.

"Важно закрепить в законодательстве РФ само понятие "промышленный парк", проработать вопрос об особом порядке выделения земли и упрощенном (ускоренном) согласовании проектной документации на территории парка, а также подведение всех коммуникаций - считает Шубин. - Необходимо организовать конкурс на поддержку проектов строительства промышленных парков. При этом финансирование создания таких парков должно идти в основном за счет федерального и регионального бюджетов и предусматривать механизмы государственно-частного партнерства".

Также в ОПОРЕ считают, что необходимо существенно сократить перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, основываясь на зарубежном опыте. Для сравнения: в ЕС обязательной сертификации подлежит только 15-20% продукции. Кроме того, необходимо предусмотреть преимущественное декларирование качества продукции без участия третьей стороны.

Еще одним из направлений модернизации должно стать развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В этой связи, по мнению Шубина, необходимо в Карте проекта предусмотреть соответствующую задачу, наполнив ее необходимыми мероприятиями. В частности, это создание стимулов для сотрудничества между крупным и малым инновационным бизнесом и налоговое стимулирование инновационной деятельности. "В рамках налогового стимулирования следует освободить субъекты МСП от уплаты НДС и налога на прибыль при реализации ими товаров (работ, услуг), полученных от инновационной деятености, - считает эксперт. - Также необходимо освободить от уплаты налога на прибыль бюджетные учреждения при постановке на баланс доли в уставном капитале создаваемого по 217-ФЗ инновационного предприятия. Помимо этого необходимо разрешить инновационным предприятиям при бюджетных учреждениях применять упрощенную систему налогообложения".