Затронувший всех экономический кризис способен привести к такому плачевному состоянию, как банкротство для всего малого бизнеса. В связи с этим система госзакупок становится реальной возможностью не только избежать банкротства, но и освоить новые рынки, спасти свое предприятие.

Актуальность проблемы госзаказа подтверждает неподдельный интерес представителей Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, ФАС, Комитетов ГД ФС РФ по экономической политике и предпринимательству, по промышленности, по бюджетам и налогам.

В начале декабря 2009 г. в Московском государственном университете им.Ломоносова прошел беспрецедентный съезд ученых-экономистов - первый в новейшей истории Российский экономический конгресс (РЭК). Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс открыто заявил, что «важнейшей причиной неспособности нашего государства к достижению позитивных результатов является, разумеется, коррупция. Комментируя свое негативное отношение к расширению участия власти в экономике, рассказал, что по словам предпринимателей, «откат» при распределении госзаказов уже достигает 80%. (Журнал «Компания» №46, 14.12.2009г.).

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при осуществлении государственных закупок, эффективного использования средств бюджетов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов был принят ФЗ-№94 от 21.07.2005г.

За многие годы по мере накопления опыта в применении новых механизмов, заложенных в базовый Федеральный закон №94-ФЗ, законодательство неоднократно корректировалось и совершенствовалось.

С вступлением в силу 01.03.2009г. Федерального закона от 30.12 2008г. №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты РФ», в законодательстве о государственном и муниципальном заказе произошли существенные изменения.

Нововведения направлены на удовлетворение потребностей и защиту участников размещения заказа, упорядочение работы государственных и муниципальных заказчиков, совершенствование рыночных механизмов осуществления госзакупок в России.

1. Из истории системы государственных закупок.

Торги были известны еще в Древнем Риме, уже тогда это был весьма широкий круг отношений, притом с элементами публичного характера, например торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были обладать публичностью и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителя.

История Российских торгов начинается с «Указа о подрядной цене на доставку» царя Алексея Михайловича, регламентировавшего цены на доставку продовольствия в Смоленск, а первой официальной датой можно считать 7 июля 1654 г.

Вопросами поставок и продаж в то время ведала Канцелярия подрядных дел, которая занималась не только регулированием всех торгов, разоблачением недобросовестных торговцев, но и исками, касающимися итогов несправедливых торжищ.

В дальнейшем, при Петре I и Екатерине II, издается значительное число Указов и регламентов, направленных на борьбу с коррупцией, фиктивными ценами поставок и подрядов, сокращением числа посредников. Следует также отметить «Регул провиантского направления», можно сказать первый документ «в поддержку мелкого и среднего бизнеса», согласно которому ужесточались бюрократические требования в отношении крупных купцов, а мелкопоместным дворянам и крестьянам предоставлялись преимущества и льготы при получении заказов на поставку. Впоследствии эти указы обрастают приложениями и поправками, но значимых изменений существующего законодательства не происходит вплоть до начала XX века.

Лишь при Александре I, появляются правительственные акты, регламентирующие и корректирующие проведение торгов и государственных закупок, появляются документы, определяющие разницу между поставками и подрядами, что в свою очередь должно было облегчить подготовку документов для торгов. В итоге, лишь за первую половину XX века было издано более 100 законопроектов и указов, касающихся проведения торгов и государственных поставок.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война ликвидировали саму необходимость публичных торгов. Яркая тому иллюстрация отсутствие заметок в газетах, например, в июле 1928 в газете «Известия» было опубликовано 38 объявлений, в декабре 1930г. – ни одного объявления о торгах.

Только в 1990-х с началом адаптации России к рыночной экономике появляется упоминания о публичных торгах, и первым документом, ознаменовавшим начало перехода к свободному рынку в области закупок, был Указ Президента РФ «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году», который отменил централизованную систему распределения. Последовавший за ним закон «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» определил новые принципы размещения заказов для государства – путем конкурса, на основании которого необходимо было заключать государственный и муниципальный контракт. Принятие в 1994 году первой части Гражданского кодекса РФ, оказало большое влияние на формирование конкурентных отношений в сфере госзаказа, документ определял, что органы власти могут участвовать в рыночных отношениях наравне с остальными субъектами и определил особенности заключения договоров, путем торгов. В том же 1994г. Принимается закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», регулировавший вопросы ответственности за нарушение условий государственных контрактов, а также качество поставляемой продукции.

2. Принципы системы государственных закупок на современном этапе.

С 1 января 2006 года вступил в силу новый закон о государственных закупках – Федеральный Закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый 21 июля 2005 года.

Закон является процедурным и охватывает исключительно этап размещения заказов.

Вступление в силу нового закона направлено на достижение:

Единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, поскольку предусматривает абсолютно одинаковые принципы и процедуры независимо от уровня бюджета на всей территории РФ;

Эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

Расширения возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;

Развития добросовестной конкуренции;

Совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

Обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;

Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Коренная реформа системы государственных закупок, начало которой ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», была направлена в первую очередь, на изменение ситуации в отношениях между представителями государства и коммерческими структурами в указанной сфере. Законодатель попытался максимально расширить конкуренцию в данной области, позволив участвовать в процедурах размещения заказов любым заинтересованным лицам.

Закон регулирует круг действующих лиц процедур размещения заказа и определяет правовой статус каждого субъекта.

3. Обеспечение наибольшей эффективности субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа.

21 сентября 2009 года в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «Госзаказ как фактор малого и среднего бизнеса», организованный фракцией «Справедливая Россия». Главной целью «круглого стола» стало обсуждение очередного ряда новых поправок в законодательство о государственных закупках, в качестве необходимых мер по обеспечению полноценного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа.

Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что действующее законодательство в области государственных закупок не помогает развитию инновационного и малого бизнеса, а становится для него тормозом. Был высказан ряд идей о том, как именно необходимо дополнить и расширить законодательство в целях обеспечения наибольшей эффективности и удобства постоянного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального госзаказа. В частности предлагается внесение новых поправок в Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

С учетом поступивших предложений и замечаний, участники «круглого стола» рекомендуют субъектам законодательной инициативы – депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членам Совета Федерации Федерального собрания РФ, Правительству РФ, органам законодательной власти субъектов РФ:

Проект рекомендаций.

1. Регламентацию процедур участия субъекта малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа, включая:

отмену верхнего предела в 20% от общего годового объема размещения государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства;

планирование квот для размещения государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства исходя из анализа потенциальных возможностей;

исключение из статьи 15 ссылки на перечень товаров, работ и услуг, подлежащих закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства;

отмену предельной цены контракта при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства;

максимальное использование механизмов субьконтрактинга для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве соисполнителей по выполнению государственных и муниципальных контрактов у организаций – исполнителя крупных заказов.

2. Сохранение, оптимизацию и упрощение закупочных процедур, проводимых в электронной форме при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая:

введение полной, документально подтверждаемой оценки квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы, подготовленных специалистов, и положительного опыта выполнения сходных контрактов;

возможность объективно и документально устанавливать принадлежность участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства;

сохранение действия статьи 41 Федерального Закона №308-ФЗ, предусматривающей упрощенную процедуру проведения электронного аукциона, с добавлением процедуры проведения запроса котировок в электронной форме;

3. Законодательное закрепление за государственными заказчиками федерального уровня и субъектами РФ права самостоятельно определять и обеспечивать возможность проведения в электронной форме любого способа размещения государственного и муниципального заказа, установленного законодательно (путем проведения торгов или без их проведения, с соблюдением сроков проведения, состава и содержания документов, и иных условий закупки, установленных законодательством);

4. Законодательное закрепление за государственными заказчиками федерального уровня и субъектами РФ права самостоятельно определять электронные площадки, сайты и системы в сети Интернет для проведения на них процедур размещения государственных и муниципальных заказов в электронной форме для собственных нужд и нужд муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов РФ;

5. Возможность полноценного контроля за результатами размещения государственного заказа, включая качество поставленных товаров, проведения работ и оказания услуг, на базе интеграции информационных систем различных уровней, а также унификации классификаций и номенклатур товаров, работ и услуг в этой области.

Подводя итоги можно сказать следующее: размещение государственных и муниципальных заказов - вопрос сложный, комплексный и пока не однозначный. Одной из проблем, возникающих при разрешении конфликтных ситуаций в этой области, является отсутствие единой терминологии и большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты процесса размещения государственных и муниципальных заказов.
 

Ахметова Л.Я., консультант по налогам и сборам
Фирма «Аудитор» (Одинцово)