Вчера Госдума приняла во втором чтении скандальный закон о торговле в пугающей крупных ритейлеров редакции. Согласно документу в России будет установлен порог развития торговых сетей, их бонусы ограничены, а сроки расчета с поставщиками жестко регламентированы.

Вчера Госдума должна была принять обсуждаемый более двух лет закон сразу и в третьем чтении, но депутаты обсуждали проект так долго, что третье чтение пришлось назначить на 18 декабря, сообщил «Ведомостям» сотрудник комитета по экономполитике. При этом поправок к третьему чтению не ожидается, говорит один из депутатов: вносить серьезные корректировки на этом этапе невозможно.

Во втором чтении депутаты оставили в законопроекте норму, запрещающую торговым сетям, на которые приходится более 25% объема реализации продовольствия в границах субъекта Федерации, городского округа или муниципального района, приобретать новые магазины. Антимонопольное ограничение должно вступить в силу с 1 января 2010 г. для ритейлеров, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 г. — для сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий считает эту норму «самой вредной для бизнеса торговых сетей». «Это фактически запрет на профессию», — возмущен бизнесмен.

Защищая интересы поставщиков продуктов, закон запрещает ритейлерам включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку требовать у поставщиков не разрешается.

Ритейлеры и поставщики считают это ограничение невыполнимым. «Мы уже перезаключили договоры поставок с крупнейшими сетями на 2010 г. Конечно, в них не вошли запрещенные законом бонусы, например за место на полке, за листинг. Эти премии были включены в отдельные соглашения об оказании иных услуг», — говорит крупный поставщик алкогольной продукции. Сети найдут способ обойти ограничения, признает Галицкий. К примеру, если поставщик платит сети бонус за объем не 10%, а 15%, то после вступления в силу ограничения сети могут попросить у поставщика дополнительную скидку от закупочной цены в 5%, а бонус за объем оставить в пределах законных 10%. Ограничивая плату за объем, закон лишает поставщика инструмента воздействия на сеть и возможности стимулирования продаж своего товара, жалуется топ-менеджер компании — крупного производителя молочной продукции.

Не удалось ритейлерам убедить депутатов отказаться от ограничения сроков оплаты поставок. Принятый во втором чтении закон предусматривает, что за товар со сроком годности до 10 дней оплата должна производиться не позднее чем через 10 дней со дня поставки, со сроком хранения от 10 до 30 дней — не позднее 30 дней, а за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней и алкогольную продукцию российских производителей — не позднее 45 дней.

Законопроект также предоставляет правительству право устанавливать на срок до 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Такая мера может вводиться только в случае, когда на территории какого-либо субъекта Федерации цены на товар за месяц выросли более чем на 30%. Это случается очень редко, поэтому ограничений розничный бизнес почувствовать не должен, считает Галицкий.

Еще одно серьезное нововведение, содержащееся в законопроекте, — обязанность ритейлеров предоставлять информацию об условиях отбора контрагентов при заключении договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров. Такая информация должна размещаться в 14-дневный срок на сайте сети или, если сайта нет, по запросу. Поставщики в тот же срок должны информировать общественность о качестве и безопасности поставляемых продтоваров.

Принятый вариант закона является базовым: в дальнейшем в него можно будет вносить коррективы, говорит председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов (был докладчиком от правительства) ожидает, что закон будет принят и подписан президентом уже в этом году. Надо, чтобы закон скорее заработал, подчеркивает он.

Производители и продавцы тем временем сходятся во мнении, что их коммерческие отношения не должно регулировать государство. «Поставщики и ритейлеры должны сами достигать соглашений в рамках коммерческих отношений», — заявил на конференции «Ведомостей» «Ритейл в России» совладелец «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий. Потребитель от принятия закона не выиграет, уверен Дмитрий Потапенко, совладелец сети «Гастрономчикъ». Цены в магазинах, принадлежащих небольшим и средним компаниям, все равно будут выше, чем у крупных сетей: у малого и среднего бизнеса существенно выше накладные и логистические расходы, которые закладываются в розничные цены, а возможность получить хорошую цену у поставщика меньше, объясняет он. Розничная торговля была локомотивом экономического развития и от наложенных на нее ограничений пострадают не только участники рынка, но и вся экономика, предупреждает Галицкий.