Клиенты НПФ через суд пытаются заставить фонды компенсировать убытки по добровольному страхованию за 2008 г. Минфин и ФСФР ищут возможность для НПФ делать такие перечисления за счет будущих доходов, а эксперты ожидают новых исков.

Житель Петербурга Олег Вейтцель получил от НПФ «Промрегионсвязь» сообщение, что его счет добровольного пенсионного страхования по итогам 2008 г. уменьшился, и в апреле 2009 г. подал иск в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. В законе говорится, что пенсионные деньги управляются исходя из принципа «сохранности и доходности». А совет НПФ решил по итогам 2008 г. начислить отрицательный доход — минус 17,25%, пояснила причину иска представляющая НПФ «Промрегионсвязь» юрист Ольга Крюкова.

В иске Вейтцелю было отказано, говорится на сайте суда. Динамика пенсионного счета — это по закону форма аналитического учета и доход может быть как отрицательным, так и положительным: говорить о нарушении прав можно только после конечного расчета — например, при выплате пенсии или при расторжении договора, уверен Иван Волков из компании «Пенсионный партнер», ранее работавший в «Промрегионсвязи» и знакомый с деталями дела. Но расторжение договора до выхода на пенсию — не цель, а исключение из пенсионных отношений и человек, делающий это, должен быть готов к возможности убытков, уверен он. Для НПФ принципиально, чтобы текущее финансовое состояние не нарушало права людей, получающих пенсию сейчас, уточнил Волков. Вейтцель не обращался за выкупной суммой, а потребовал компенсировать убытки прямо на его счете в «Промрегионсвязи», говорит Крюкова. Связаться с Вейтцелем не удалось.

Все зависит от правил фонда и договора: если там написано, что начисляется «финансовый результат», то на счете может быть отражен убыток, а если в договор с участником включена минимальная гарантированная доходность, как поступали многие фонды, то он должен выполняться, считает председатель совета НАПФ Константин Угрюмов. Поэтому суды могут принимать решения и не в пользу фондов, говорит Угрюмов.

На убытки, полученные при управлении пенсионными резервами, жаловались многие НПФ — ряд фондов до сих пор судится по этому поводу с управляющими компаниями. Средний дефицит портфелей пенсионных резервов у НПФ, по оценке Волкова, по итогам 2008 г. составил порядка 30%.

Однако многие из них воспользовались выпущенным в конце 2008 г. письмом Минфина, позволяющим учитывать финансовые вложения по состоянию последней оценки, т. е. на 30 июня 2008 г. «Мы честно отразили ситуацию — в отличие от других фондов, отображающих нули, которые реально не обеспечены активами», — заявила Крюкова.

По итогам 2008 г. проблема убытков актуальна практически для всех НПФ, они не могут прямо отражать на счетах граждан убытки, говорится в комментарии, переданном через пресс-службу замруководителя ФСФР Сергеем Харламовым. Сейчас идут консультации с Минфином о компенсации убытков за счет доходов будущих периодов, отмечает Харламов. Получить комментарии в Минфине вчера вечером не удалось.

Волков и Угрюмов ожидают новых исков от граждан. Но они будут единичными на фоне 6,5 млн застрахованных, считает Угрюмов.