Недоверчивые деньги

Нынешний экономический кризис является прежде всего кризисом доверия — между заемщиками и кредиторами, поставщиками и потребителями, обществом и финансовыми институтами, гражданами и государством. Понятно, что и выход из кризиса невозможен без восстановления доверия как в обществе в целом, так и в экономике в частности.

Надо понимать, что доверие не тождественно вере, к примеру религиозной, в рамках которой любые действия предмета веры признаются как истинные и достоверные без доказательств. Доверие же, как его трактует социологическая теория, означает понимание действий другого, предсказуемость его поведения. Доверие всегда связано с практическими действиями людей, опирается на существующий опыт взаимодействия с другими индивидами или институтами, а также составляет основу для ожиданий в отношении будущих действий. Доверие не является константой: оно может возрастать и уменьшаться в зависимости от результатов полученного опыта.

Как измерить доверие? В Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ) мы разработали методику измерения индекса доверия финансовым институтам, взяв в качестве его составных частей оценки изменений надежности, прозрачности и выгодности финансовых институтов с точки зрения населения. Под надежностью мы подразумевали сохранность денежных средств, соблюдение взятых обязательств и отсутствие мошенничества по отношению к клиентам. Под прозрачностью — раскрытие информации о стоимости услуг, в первую очередь тарифов и комиссий, финансовой отчетности, информации о структуре собственности и управления и т. п. Под выгодностью — прибыльность вложений, приемлемую стоимость услуг.

К настоящему времени НАФИ провело три опроса с целью измерения доверия населения финансовым институтам — в октябре 2008 г., марте и мае 2009 г. Если в октябре значение индекса доверия было близко к пороговой отметке в 100 пунктов (что означает равное соотношение «оптимистов» и «пессимистов»), то в марте наблюдался довольно резкий спад (на 13 пунктов), т. е. стали преобладать негативные оценки. В мае 2009 г. уровень доверия повысился, хотя и не намного (индекс вырос на 5 пунктов). Означает ли это, что худшее уже позади и мы имеем дело с восстановлением доверия к финансовым институтам? На наш взгляд, говорить об этом пока рано — многолетний опыт измерения настроенческих индексов в России и других странах свидетельствует, что их динамика подвержена сезонности: в марте и ноябре настроения, как правило, ухудшаются, а в летние месяцы оптимизма прибавляется. Поскольку регулярных измерений индекса доверия пока нет, мы не можем статистически корректно исключить влияние сезонного фактора, поэтому говорить о начале восстановления доверия к финансовым институтам на основе данного индекса пока преждевременно. Но можно с уверенностью говорить о приостановке его понижательной тенденции.

Настроенческие индексы представляют интерес еще и потому, что в них есть «будущая» составляющая, т. е. ожидания. Опыт измерений показывает, что если люди массово начинают ожидать улучшения ситуации, то, как правило, они не ошибаются. Сигналом начала восстановления доверия может служить растущий разрыв между оценками текущей ситуации и ожиданиями на будущее. В нашем случае пока такого разрыва нет — значения частных индексов, отражающих оценки людьми текущей ситуации и ожидания будущего, различаются весьма незначительно. Поэтому пока у населения нет уверенности в том, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Индекс доверия отражает мнение населения в целом, но настроения отдельных социально-демографических групп могут изменяться по-разному. Если темпы изменения уровня доверия в разных возрастных, доходных, поселенческих группах действительно различны, то тогда можно обоснованно говорить о каких-нибудь звеньях роста. Увы, наши данные показывают, что как среди молодежи, так и среди лиц старшего возраста, как среди малообеспеченных, так и среди более состоятельных слоев населения доверие финансовым институтам изменялось с октябрь по май идентичными темпами. Мы все дружно «упали», а теперь так же дружно «подпрыгнули», но пока это небольшой прыжок на месте.

Как влияет пользование финансовыми услугами на доверие финансовым институтам? Логично предположить, что те, кто пользуется различными финансовыми продуктами — таковых согласно данным майского опроса НАФИ было 53% населения РФ, — будут больше доверять и тем организациям, которые их предоставляют (иначе зачем пользоваться?). С другой стороны, если кризис привел к дестабилизации финансовых институтов, то именно пользователи в первую очередь должны были почувствовать негативные последствия этого на себе. Данные майского опроса убедительно показывают, что уровень доверия среди пользователей финансовых услуг выше, чем среди остальной части населения.

Заслуживающим внимания предстает тот факт, что жители двух столиц гораздо меньше доверяют финансовым институтам по сравнению с населением других городов и населенных пунктов. При этом их пессимизм, вопреки общероссийским данным, с марта по май только усиливается — это касается как текущих оценок надежности и прозрачности финансовых институтов, так и ожиданий. Данная ситуация дает повод для беспокойства, поскольку москвичи и петербуржцы, как правило, более чутко, более резко, более, так сказать, явственно реагируют на любые изменения в экономической жизни страны. Как изменятся настроения людей относительно деятельности финансовых институтов — покажет следующий опрос, который будет проведен в сентябре.

Диляра Ибрагимова, директор по исследованиям НАФИ, доцент ГУ-ВШЭ