Россия осваивает новый вид корпоративного мошенничества - манипуляции отчетностью

О корпоративных мошенничествах сегодня пишут гораздо чаще, чем пару лет назад. А их масштабы таковы, что банкротами становятся даже крупные компании. В кризис риски махинаций достигают крайней точки, поэтому в ближайшее время российский бизнес может ждать вал новых сообщений о мошенничествах.

Почему? Неужели рост случаев мошенничества напрямую зависит от экономического спада? Отчасти да. На махинации людей толкает шаткое материальное положение или желание сохранить рабочее место. Но дело и в другом. Сейчас всплывают те нарушения, которые начались задолго до кризиса.

Когда прибыли российских компаний росли, на некоторые факты просто закрывали глаза. Экономический спад же проливает свет на темные стороны бизнеса по мере того, как руководители приводят компании в порядок и борются за каждую копейку.

В России, увы, пока остаются доступные способы увода средств и сокрытия таких действий. Традиционно здесь преобладали присвоение активов и взятки. Службы безопасности крупных российских компаний борются именно с этими рисками. Однако впервые в практике Россия сталкивается с новым видом мошенничества - манипуляцией отчетностью, чтобы представить компанию в хорошем свете в глазах владельцев, инвесторов и партнеров.

Конечно, в кризис оптимизация и сокращение расходов - важные инструменты. Однако сейчас важнее, чтобы они не отражались на эффективности механизмов контроля и выявления махинации. Но этого не происходит, ведь многие контролирующие органы компаний, к сожалению, попали под сокращения.

Даже в тяжелые для бизнеса времена необходимо сохранять хрупкий баланс между повышенной бдительностью к малейшим признакам мошенничества и сокращением издержек. Если вести дела без должного надзора, это может обернуться повышенными рисками и снижением эффективности контроля.

Во избежание ошибок и для предотвращения корпоративных мошенничеств крайне важно предпринять конкретные шаги. Нужно оценить соответствующие риски и получше объяснить сотрудникам, занятых финансовым контролем, как выявлять и предотвращать мошенничество, провести с ними тренинги и предоставить необходимые полномочия. Наш опыт подсказывает, что стоит усилить контроль над продажами, маркетингом и закупками, а также над схемами налоговой оптимизации и сделками с импортом. Иначе последствия пропущенных махинаций могут быть не просто тяжелыми, но и губительными для бизнеса.

Иан Коулберн , руководитель отдела Форензик КПМГ по России и СНГ