Высший арбитражный суд опубликовал сразу несколько постановлений пленума, в которых ответил на острые вопросы судебной практики по делам о банкротстве. Напомним, что в июле вступили в силу новые поправки в закон о банкротстве, поэтому арбитраж в оперативном порядке упорядочивает практику применения закона. Речь идет, в частности, о правовом режиме обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, в том числе и о новом порядке определения текущих платежей. Уточнил порядок обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом. Сроки, по истечении которых возникает право на обращение в суд, момент возникновения права на участие в собрании кредиторов с правом голоса, очередность рассмотрения арбитражным судом заявлений о признании должника банкротом, основания для прекращения производства по делу о банкротстве по инициативе суда. Помимо этого рассмотрены отдельные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью арбитражных управляющих.

Как отметила Ольга Кузуб, руководитель отдела юридического бюро "Падва и Эпштейн", ВАС установил принципиально новый срок направления временным управляющим для опубликования сообщения о введении наблюдения в отношении должника. Сделать это придется в течение 10 дней с даты утверждения управляющего, по аналогии с процедурой конкурсного производства. "Закон о банкротстве не устанавливает такого срока в обязанностях временного управляющего, а содержит отсылочную норму, но регулирующий орган такой срок тоже не установил, - пояснила эксперт. - Установление срока публикации даже без прямого указания закона о банкротстве диктуется жесткой необходимостью защиты прав кредиторов. Данный срок разумен, так как реально исчисляется с даты изготовления определения суда о введении наблюдения и назначении временного управляющего в полном печатном виде (до 5 дней с даты оглашения резолютивной части)".

В качестве важного вопроса эксперты также отмечают новый порядок определения текущих платежей. О них говорится в законе о банкротстве, но, по мнению экспертов, законодателю не удалось четко определить границы этого понятия, что приводило к возникновению конфликтных ситуаций и различному толкованию соответствующих положений.

Согласно разъяснениям, в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Требования по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных и оказанных) после возбуждения дела о банкротстве, являются текущими в любом случае, даже если договор был заключен до даты принятия заявления о банкротстве. Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения. Это касается и случаев, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.

Как напомнила Ольга Кузуб, требования устанавливаются определением суда, реестр кредиторов состоит из очередей, которые диктуют порядок удовлетворения требований, а текущие денежные платежи оплачиваются управляющим всех очередей, являются более "выгодными". Постановление дает подробные рекомендации по конкретным вопросам рассмотрения текущих требований.

Кроме того, эксперт отмечает, что закон о банкротстве не упоминает о процентах, ВАС дополняет понятие текущих платежей. В целом подход ВАС таков: санкции следуют судьбе основной суммы денежного обязательства. Он распространяется на проценты по договорам, убытки, неустойку, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами, пояснила эксперт.

Помимо вышесказанного ВАС уточняет, как должны суды оценивать дату возникновения денежного обязательства для целей квалификации реестровых требований или текущих платежей. Как отметила Ольга Кузуб, избирая первоначальные даты, ВАС максимально сузил круг текущих платежей, тем самым защищая реестровых кредиторов.