Второй антимонопольный пакет изменений в федеральное законодательство, который вступает в силу в конце августа, позволит серьезно ужесточить ответственность за ограничения конкуренции и наряду с этим существенно облегчит работу антимонопольной службы и судов. Об этом вчера на пресс-конференции заявил заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по РТ Иван Щербаков.

Напомним, что 21 июля Президент РФ Дмитрий Медведев подписал так называемый второй антимонопольный пакет поправок к законам, нацеленных на дальнейшее совершенствование отечественных норм о защите конкуренции. Значительные изменения коснулись Закона о защите конкуренции (в том числе в связи с принятием закона об ограничении проверок юридических лиц от 1 мая 2009 года), Кодекса об административных правонарушениях (а также ряда других кодексов), Закона о госзакупках. Кроме того, данный пакет призван активизировать применение персональной уголовной ответственности за действия, ограничивающие конкуренцию, - пока же ФАС констатирует практически полное отсутствие прецедентов привлечения по 178 статье УК.

Как отметил вчера замруководителя УФАС по РТ Иван Щербаков, принятие "второго антимонопольного пакета" является ярким примером эффективного законотворчества и своевременной антикризисной мерой.

Так, в законе "О защите конкуренции" меняется понятие "доминирующего положения". До настоящего времени порог доминирования составлял 35% доли рынка в рамках муниципального образования, и главная трудность для антимонопольщиков заключалась в формировании доказательной базы. С принятием "второго пакета" положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, если его доля на определенном рынке менее 35%. При этом антимонопольному органу нужно доказать лишь несколько моментов, подтверждающих доминирование. По словам Щербакова, это позволит, в частности, "серьезно прижать крупные торговые сети, которые, как оказалось, не являются абсолютным благом в розничной торговле".

Кроме того, расширяется методология определения монопольно высокой и монопольно низкой цены. В частности, с августа 2009 года отсутствие сопоставимых рынков не является препятствием для ФАС в части установления фактов монопольных цен. Большие надежды антимонопольщики также возлагают на часть третью статьи 10 закона "О защите конкуренции", раскрывающую правила недискриминационного доступа на товарные рынки или к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий.

С другой стороны, "второй антимонопольный" предусматривает некоторые послабления для бизнеса. Увеличивается порог суммарных активов по сделкам, попадающим под антимонопольный контроль - с 3 млрд. рублей до 7 млрд. рублей. Взамен ходатайства вводится уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по "структурному основанию". Предполагается, что таким образом государство демонстрирует либерализацию контроля над экономической концентрацией, позволяя в кризис выживать среднему бизнесу. "Это существенно облегчит работу и нам, и предпринимательским структурам - люди смогут спокойно объединяться в целях развития бизнеса, без опасения штрафов со стороны антимонопольной службы", - считает Щербаков.

Защита интересов малого бизнеса в сфере госзаказа прослеживается в изменениях, внесенных в пресловутый 94-ФЗ (который, похоже, идет на рекорд по количеству внесенных поправок со дня принятия). Нынешние поправки касаются, во-первых, санкций для членов комиссии и дифференциации ответственности в зависимости от сроков нарушения (количества дней просрочки) - например, по срокам оплаты контракта. Если раньше, по словам Щербакова, "мы были вынуждены решать - либо всех штрафовать на 30 тысяч рублей, либо закрывать дело за незначительностью правонарушения", то сейчас конкретный виновник будет штрафоваться на 5% от цены контракта.

Согласно изменениям в статью 53 Закона о защите конкуренции, до 1 июля 2015 года (ранее срок был установлен до 1 июля 2010) с субъектами малого и среднего предпринимательства разрешено заключение договоров аренды, заключенных до 01.07.2008 года, на новый срок. Если же предприниматель полагает, что местная администрация чинит ему препоны, и совместно с антимонопольной службой сможет это доказать, то чиновник из органов власти и местного самоуправления - впервые - может быть привлечен к административной ответственности (ранее несли ответственность только хозяйствующие субъекты). В этом случае ему, согласно изменениям в КоАП, грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет. Если же дисквалифицируют должностное лицо хозяйствующего субъекта (например, генерального директора, за ценовой сговор), то, по словам Ивана Щербакова, для самой компании "в этом нет ничего страшного".

Еще одна приятная "мелочь" - установлен трехлетний пресекательный срок (срок давности) по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время для того, чтобы уголовная ответственность по статье 178 УК РФ, о которой так много говорили антимонопольщики, наступила, необходимо доказать троекратное нарушение правил конкуренции конкретным должностным лицом в течение трех лет. Другими словами, если "словить" в течение трех лет два административных штрафа, на третий раз "сработает" статья 178 УК. Если суд докажет факт преступления, товарищ, поправший правила свободной конкуренции, может "сесть" на срок от года до шести лет (с применением либо угрозой насилия - до семи лет), и заплатит штраф - до 1 млн. рублей. Последнее требование касается случаев доказанности причинения особо крупного ущерба (например, бюджету) и получения незаконного дохода свыше 25 млн. рублей - однако нет сомнений, что в "сети" статьи 178 УК РФ будет попадаться (если будет) только крупная "рыба". Интересно, что правонарушитель в данном случае может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, а также все вернул и возместил. Примечательно, что "прощение" получает лицо, которое первым явилось в ФАС с раскаянием - одновременное обращение всех участников антиконкурентного соглашения в антимонопольные органы не допускается.