Вчера Росстат обнародовал обескураживающие данные. Обвал в экономике страны во втором квартале оказался значительно глубже, чем ожидало правительство. Вместо анонсированного три недели назад Минэкономразвития падения ВВП на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года этот показатель упал на 10,9%. Напомним, что в первом квартале ВВП сократился только на 9,8%, а еще в марте МЭР надеялось даже, что экономика в первом полугодии упадет лишь на 4–5%.

Пытаясь сгладить неприятные данные, Росстат также сообщил, что по отношению к первым трем месяцам года российский ВВП вырос на 7,5%. Рост ВВП во втором квартале по отношению к первому может показаться обнадеживающим сигналом, однако на самом деле такое сравнение почти не имеет практического смысла.

Дело в том, что показатели ВВП второго квартала всегда превышают данные первого квартала из-за большего числа рабочих дней и сезонных факторов. Так, с 2003 по 2008 год ВВП второго квартала превышал данные первого квартала на величину от 6,9% до 9,98%. Поэтому рост к первому кварталу не говорит практически ни о чем и вряд ли является признаком восстановления. Не случайно большинство институтов не ведет поквартального сравнения ВВП, да и Росстат раньше не акцентировал внимания на относительный прирост ВВП между первым и вторым кварталами.

Падение ВВП во втором квартале на 10,9% превышает оценки Минэкономразвития, которые были опубликованы 24 июля. Тогда ведомство Эльвиры Набиуллиной сообщило, что во втором квартале ВВП упадет по отношению к прошлому году не на 10,9%, а на 10,4%. При этом создается впечатление, что остановить обвал российской экономики не могут даже относительно высокие цены на нефть. Действительно, в середине марта 2009 года в Минэкономразвития были уверены, что при средних ценах на российскую нефть Urals в 41 доллар за баррель ВВП по итогам года снизится всего на 2,2%. По последним прогнозам, министерство ожидает спад экономики в коридоре от 8% до 8,5%. Однако цены Urals устойчиво превышают 41 доллар, а экономика при этом падает все быстрее и быстрее по отношению к прошлому году. Средняя цена Urals в первом квартале, по данным Минэкономразвития, составила 43,5 долл., а во втором – 58 долл.

Эксперты считают, что экономические агенты смирились со спадом и не готовы развивать свой бизнес так, как в прошедшие тучные годы. «Простое подорожание нефти вряд ли способно быстро восстановить нам былую активность и на финансовых рынках, и в реальном секторе. Экономика перестроилась на осторожное ведение бизнеса в новых, кризисных условиях», – считает замгендиректора управляющей компании «Независимые директора» Евгений Макаренко.

«Основной причиной сжатия ВВП стало продолжающееся сокращение инвестиций. Пока статистика не опубликована, но мы ожидаем, что доля инвестиций в ВВП во втором квартале снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем вдвое. Доля государственных закупок увеличилась, но явно оказалась неспособна компенсировать сокращение инвестиций и экспорта. В данном случае мы видим относительно слабое воздействие государства на экономический рост», – считает начальник отдела прикладного анализа управляющей компании «Лидер» Олег Черкашин. По его словам, следует разделять динамику российского ВВП в годовом исчислении и квартал к кварталу. «Первый показатель (минус 10,9%) выглядит ужасно и отчасти объясняется эффектом высокой базы. Что касается поквартальной динамики (+7,5%), то российская экономика явно нащупала дно», – полагает эксперт. По мнению Черкашина, российская экономика, вероятнее всего, последует за мировыми тенденциями, и в третьем квартале ситуация существенно улучшится. «Основную надежду мы возлагаем на необходимость пополнения запасов, сократившихся в первом полугодии 2009-го, что должно будет активизировать экономическую активность даже в условиях слабого конечного спроса», – поясняет экономист.

«Снижение ВВП сейчас отражает падение цен на нефть полугодовой давности. Сыграло свою роль и падение товарно-материальных запасов – из-за снижения спроса многие предприятия остановили конвейеры и реализовывали продукцию со склада. Тем не менее можно говорить о том, что антикризисные меры правительства начинают действовать и деньги до экономики уже доходят», – считает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. По ее мнению, статистика пролонгации кредитов – это объективный показатель восстановления производства, что подтверждается размораживанием многих строек и запуском производства.