У ООО осталось 4,5 месяца для того, чтобы внести изменения в свои учредительные документы.

Все общества с ограниченной ответственностью (ООО), созданные до 1 июля 2009 г., должны к 1 января 2010 г. привести свои уставы и учредительные договоры в соответствие с новыми редакциями Гражданского кодекса и Закона об ООО, причем все изменения подлежат государственной регистрации. Никакие санкции тем, кто не проведет все манипуляции с документами вовремя, не грозят. Правда, это относится лишь к опоздавшим. Проигнорировавшим требование придется отвечать по всей строгости закона.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ обязал все ООО, созданные до 1 июля, не позднее 1 января следующего года внести в свои уставы и учредительные договоры коррективы согласно изменившемуся законодательству. А затем зарегистрировать их в налоговых органах. "Так как учредительный договор ООО с 1 июля 2009 г. утратил силу учредительного документа, то необходимости регистрировать изменения, внесенные в учредительный договор, как требовалось раньше, теперь нет, - указывает Ольга Ефимова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ. - Хотелось бы подчеркнуть, что сами общества никакой перерегистрации, как почему-то многие говорят в последнее время, не подлежат. Государственной регистрации подлежат исключительно изменения, внесенные в устав".

  • Успеть до нового года

Законом N 312-ФЗ прямо не установлена ответственность за неприведение уставов в соответствие с новыми требованиями. Однако неисполнение обществом данной обязанности может привести к фактической остановке его деятельности, считают эксперты. В частности, налоговый орган может отказать обществу в выдаче выписки из ЕГРЮЛ или регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, например, при смене генерального директора. Также банк может отказать ООО в открытии расчетного счета.

Кроме того, общества с ограниченной ответственностью, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями закона, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию налоговых органов. Пункт 2 статьи 61 ГК предусматривает возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности этим лицом с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. "По этому основанию могут быть ликвидированы те общества, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с новой редакцией части первой Гражданского кодекса и Закона N 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", - полагает Ольга Ефимова. - В то же время, по моему мнению, реально по этому основанию могут быть ликвидированы те общества, которые фактически не стремятся внести необходимые изменения в свои учредительные документы. Те же организации, которые не внесли изменения до 1 января 2010 года, но привели их в соответствие к моменту судебного разбирательства, я думаю, вряд ли могут быть ликвидированы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. N А79-5689/2006). Однако, вероятно, обществам, которые хотят нормально работать, вряд ли стоит усложнять себе жизнь излишними судебными разбирательствами, поэтому будет разумнее внести изменения в установленный законом срок, тем более что рано или поздно это придется делать".

Впрочем, полугодичный срок, установленный законом N 312-ФЗ для приведения учредительных документов в соответствие с новейшими положениями законодательства, более чем достаточен. "При этом очевидно, что на практике для абсолютного большинства ООО принятие необходимых решений участниками ООО, подготовка документов и совершение регистрационных действий могут быть осуществлены и в значительно более короткие сроки", - считает Владимир Кузнецов, юрист, адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

  • В последний момент

Полгода - это достаточный срок для соблюдения всех процедур и внесения необходимых изменений в устав общества. Конечно, могут возникнуть сложности с получением необходимого количества голосов для принятия решения, ведь кто-то из участников общества может выступать против внесения изменений, но это уже частности. В целом процедура государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, не усложняется и не удлиняется. Срок совершения регистрационных действий, как и прежде, составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Тем не менее сложно сказать, справятся ли регистрирующие органы с потоком желающих подать документы.

"С учетом национальной особенности, делать все в последний момент, можно предположить, что в конце года, когда все побегут срочно сдавать документы на регистрацию, у регистрирующих органов действительно появятся сложности с соблюдением пятидневного срока. Но будем надеяться, что все пройдет успешно", - говорит Ольга Ефимова. "Во избежание неразберихи мы рекомендуем всем заблаговременно позаботиться о внесении и регистрации необходимых изменений, не откладывая это мероприятие на конец года, когда в инспекциях и у нотариусов будут столпотворения из желающих "перерегистрироваться"", - добавляет юрист группы компаний "Аудит и Право" Ольга Елагина.

Даже если ООО все-таки не успеет зарегистрировать изменения, бояться обществу нечего. Никаких "санкций" в строго формальном смысле закон не предусматривает. "Если участники ООО не проведут перерегистрацию в отведенные сроки, положения их уставов будут применяться в части, не противоречащей положениям ГК и Закона об ООО, то есть противоречащие закону положения будут считаться ненаписанными, вместо них будут применяться нормы указанных актов, - успокаивает предпринимателей Владимир Кузнецов. - Опасения о возникновении в этой связи права регистрирующих органов требовать ликвидации обществ на основании п. 3 ст. 59 Закона об ООО, высказываемые некоторыми специалистами в преддверии вступления Закона N 312-ФЗ в силу, абсолютно необоснованны. В указанной норме речь идет о внесении изменений в уставы согласно требованиям первоначальной, а не новой редакции Закона об ООО - сейчас подобное толкование признано единственно приемлемым как ФНС России, так и арбитражной практикой".

Риски бизнеса могут быть связаны, прежде всего, с возникновением трудностей для самих участников и органов управления ООО при решении ряда внутренних вопросов деятельности обществ. Необходимость "оглядываться" на положения законодательства и постоянно сравнивать с ними текст устава может усложнить принятие ряда корпоративных решений, а также не позволить участникам установить "иное", отличное от прямо предусмотренного и в большей степени отвечающее их интересам регулирование по тем вопросам, по которым это позволяет сделать закон. Например, предусмотреть право участника на выход из общества, более предпочтительный порядок осуществления участниками преимущественного права покупки долей в уставном капитале общества и т.д. Кроме того, Владимир Кузнецов полагает, что определенные сложности могут возникнуть в отношениях с контрагентами ООО, если потребуется подтвердить актуальность сведений об обществе, в том числе при совершении ряда сделок. Участники ООО, ведущего интенсивную хозяйственную деятельность, в любом случае заинтересованы в скорейшем приведении уставов обществ в соответствие с требованиями законодательства.

Пока еще рано говорить о практике применения положений Закона N 312-ФЗ, однако уже можно предположить, что определенное непонимание заявителей может быть связано с тем, каково правовое значение таких документов ООО, как учредительный договор и договор об учреждении общества. Например, подлежат ли они государственной регистрации и возможно ли внесение в них изменений, полагает Владимир Кузнецов. Юрист поясняет, что поскольку с 1 июля 2009 года учредительный договор не относится к числу учредительных документов общества, он в дальнейшем не подается на государственную регистрацию и не регистрируется. Договор об учреждении ООО подается в регистрирующий орган и подлежит регистрации лишь при создании общества. В случае изменения состава участников ООО соответствующие изменения в данный договор не вносятся, в регистрирующий орган он не представляется. Таким образом, все изменения в отношениях участников общества могут быть отражены в уставе ООО и (или) договорах об осуществлении прав его участников (п. 3 ст. 8 Закона об ООО).


Справка

В регистрирующий орган необходимо представить:

1) заявление о государственной регистрации, подпись заявителя на котором должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
2) решение общего собрания участников (единственного участника) о внесении изменений в устав ООО;
3) изменения, вносимые в устав ООО (в форме изменений к ранее зарегистрированному уставу или устав в новой редакции);
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) иные необходимые документы по требованию регистрирующих органов.

Александр Лебедев