ЦБ готов в ближайшем будущем снизить ставку рефинансирования еще на 1,5% — с нынешних 11,5% до 10%, заявил вчера замначальника управления Банка России Георгий Гамбаров. «Статистическая модель, построенная в ЦБ, допускает снижение процентных ставок еще на 1,5 п. п. без больших рисков», — сказал он (цитата по Reuters).

Председатель ЦБ Сергей Игнатьев неоднократно повторял, что регулятор будет снижать ставку рефинансирования синхронно со снижением инфляции. Первый раз в этом году ЦБ снизил ставку на 0,5% 24 апреля — с 13% до 12,5%. С тех пор каждый месяц он уменьшал ставку еще на 0,5 п. п., последний раз 4 июня — до 11,5%. Внутри ЦБ обсуждается вопрос: снижать по 0,25 п. п. почаще или по 0,5 пореже, добавил Гамбаров.

Правительство нейтрально относится к политике ЦБ по снижению ставки рефинансирования, подчеркивает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «Это самостоятельное решение ЦБ, хотя, конечно, Сергей Игнатьев информировал Владимира Путина о стратегии Банка России при встрече». Другой чиновник аппарата правительства добавляет, что политическое решение о снижении ставки принято еще в марте, а до какого уровня — ЦБ определяет самостоятельно. «Экономике катастрофически не хватает денег, и, к сожалению, ставка рефинансирования, как ее ни снижай, уже не решит этой проблемы», — добавляет собеседник «Ведомостей». Снижение ставки — это попытка дать экономике позитивные сигналы, потому что пока другие сигналы плохо работают, объясняет чиновник аппарата правительства.

Снижение ставки рефинансирования, конечно, снижает и ставки по кредитам реальному сектору, говорила ранее министр экономразвития Эльвира Набиуллина, но основной потенциал уменьшения ставок по кредитам заключается в снижении оценки рисков по займам. Сотрудник администрации президента напомнил, что снижение ставки ЦБ уменьшит ставку субординированных кредитов для банков, которые должны кредитовать реальный сектор по ставке плюс 3%. «Все-таки 16% и 13% по кредиту — существенная разница», — говорит он. «Надо еще поискать заемщиков, которым можно дать под такие проценты, если речь не идет о крупнейших компаниях — «Газпроме» и «Лукойле», — считает чиновник Минэкономразвития. Пока кредитный риск не покрывается снижением ставки ЦБ.