Смена общепризнанного всеобщего эквивалента -- всегда смена эпохи в развитии мировой экономики. Сегодня в качестве такого расчетного средства работает доллар США, денежная единица крупнейшей в мире национальной экономики. Многие специалисты и в России, и за рубежом уверены, что пришла пора замены американского доллара в его роли основной резервной валюты каким-либо иным платежным средством.

Прежде чем обсуждать перспективы тех или иных денежных единиц занять, пусть частично, место доллара в денежных потоках, расчетах и в формировании сбережений и капитала, имеет смысл определиться, каким требованиям должны отвечать такие деньги. Ведь резервная валюта должна доказать свою пригодность на эту роль, обеспечивая удобство всем участникам экономических отношений и внушая им доверие, снижая экономические и политические риски пользователей. Критерием отбора была и будет хорошая история денежной единицы, а механизмом верификации -- рыночная практика.

Попробуем сформулировать основные требования и к «искомому» платежному средству, и к его эмитентам.

-- Резервная валюта должна продемонстрировать способность обслуживать сделки международной торговли и операции глобального финансового рынка. При этом финансовые операции по своему стоимостному объему в десятки раз превосходят торговые сделки в расчете на одну и ту же единицу времени. Например, объем сделок с деривативами в несколько раз превосходит масштаб годового глобального валового продукта. Таким образом, основное предназначение резервной валюты - служить инструментом финансового рынка.

Финансовый рынок в свою очередь сформирован как множество рынков конкретных национальных и международных финансовых инструментов. Акции, облигации частных эмитентов, государственные ценные бумаги, векселя, а также производные инструменты (деривативы) -- фьючерсы, форварды, опционы всех видов должны продаваться и покупаться с расчетом по сделкам резервной валютой. При этом желательно, чтобы организованные рынки ценных бумаг всех типов в форме современных электронных бирж, а также офисы множества банков и страховых компаний были собраны в мировые финансовые центры, один из которых будет размещаться на территории государства -- эмитента резервной валюты, хотя связь между этими явлениями не такая уж и жесткая.

Из сказанного следует, что требуется механизм поступления на счета участников сделок больших объемов ликвидности в резервной валюте. The cash is King! Что в свою очередь делает актуальным вопрос о состоянии платежного баланса страны -- эмитента валюты. Дабы на счета иностранных юридических и частных лиц попадало достаточно ликвидности, необходимо, чтобы такая страна имела отрицательное сальдо либо текущего счета, либо капитального счета своего платежного баланса, либо и того и другого, как неоднократно бывало с США. Иными словами, предприниматели страны -- эмитента резервной валюты просто обязаны своими деньгами оплачивать чужие товары, услуги и активы в других странах, а предприниматели и граждане этих стран должны испытывать желание получать и хранить эти деньги на своих банковских счетах. Все это рождает еще ряд вопросов -- и технических, и экономических.

К первым можно отнести требование к банковской системе страны резервной валюты. Операции с ее использованием будут совершаться 24 часа в сутки во всех часовых поясах, что диктует особые высокие критерии работы по корреспондентским счетам разветвленной на весь мир филиальной сети коммерческих и инвестиционных банков. В принципе ничего необычного сегодня в такой информационной технологии нет, надо просто иметь достаточно средств, чтобы инвестировать в сеть и нанять сотрудников.

Ко вторым -- выпуск государственных и частных ценных бумаг на глобальный рынок. Они необходимы, чтобы держатели резервной валюты могли ее размещать на любое удобное для них время не просто надежно, но и с определенным доходом для себя. Иначе кто же согласится копить такие денежные средства? Наиболее надежным, хоть и низкодоходным, ликвидным инструментом являются казначейские, т.е. государственные бюджетные облигации (векселя). Без их выпуска никак не обойтись. Доверие к правительству того государства, которое хочет, чтобы его денежная единица служила резервной валютой, должно быть очень высоким.

Соответствующим должно быть законодательное и судебное обеспечение работы резервной валюты и номинированных в ней финансовых инструментов. Для начала валюта должна быть свободно конвертируемой по всем категориям текущих и капитальных операций. Далее необходимо юридическое обеспечение всех видов сделок. По крайней мере на сегодня финансовые специалисты признают британское право наиболее совершенным для проведения всего многообразия финансовых сделок. Потребуется либо принятие всех необходимых дополнений и изменений к национальному законодательству (так работают мировые финансовые центры в Нью-Йорке и Лондоне), либо применение британского права и особого суда в его рамках на офшорной основе (так поступили, например, в Дубае). Важнейшей составной частью юридической инфраструктуры является система государственного регулирования деятельности финансовых операторов на всех категориях рынков.

Повторим, что вопрос доверия -- главный для согласия иметь дело с валютным активом. Наиболее распространенной формализованной оценкой такого рода надежности являются рейтинги соответствующих рейтинговых агентств. Национальный рейтинг должен быть на уровне ААА. Если же говорить о более общих экономических критериях, то стоит напомнить, что валюта США в рамках бреттон-вудской валютной системы получила статус резервной в послевоенное десятилетие, когда доля этой страны в мировом ВВП переваливала далеко за 50%. В такой ситуации мир соглашался принимать доллар в оплату даже при наличии у США хронического дефицита и платежного баланса, и государственного бюджета. Парадокс в том и состоит, что дефицит необходим для притока ликвидности, но при этом не должно быть подорвано доверие к стране-эмитенту. При сегодняшних 25% в мировом номинальном валовом продукте США сталкиваются с широко распространившимся желанием найти доллару замену в его резервном качестве.

Из сказанного выше считаю необходимым сделать вывод: в ближайшем будущем, в период десятка лет, драматического изменения роли доллара США как резервной валюты не произойдет. При этом его позиции слабеют, о чем свидетельствует увеличение роли евро в золотовалютных резервах многих стран, включая Россию. Правда, доля евро в обслуживании расчетов и движения глобальных денежных потоков не превышает и 20%. Однако некоторое пространство для новых национальных и многонациональных проектов развития резервных валют открывается. Наиболее часто аналитиками упоминается вероятность выдвижения юаня КНР на роль резервной валюты. Вместе с тем не факт, что руководство Китая стремится к этой цели.

Уже приведенный перечень условий реализации подобного проекта показывает всю сложность для КНР выдвижения своей валюты на роль резервной. Напомним, что страны с крупным положительным сальдо во внешней торговле -- Япония и ФРГ -- никогда не форсировали такого использования ни иены, ни марки. Им трудно было, да и просто незачем накачивать свои денежные единицы в каналы международной ликвидности. Кроме того, страна резервной валюты попадает в зависимость от тех партнеров, которые накапливают ее валюту. Отказ в начале 1970-х годов от обмена доллара США на золото в слитках произошел под давлением их партнеров, сознательно торопившихся поменять потенциально слабеющий доллар на золото. Сегодняшний день демонстрирует эту взаимозависимость очень наглядно. Министр финансов США Гейтнер совершает блиц-визит в Пекин, чтобы согласовать дальнейшие шаги денежной и фискальной политики с основным держателем резервной валюты -- Китаем. Про G20 или G8 обе стороны при этом даже не вспоминают.

Девальвация фунта стерлингов и его выход из механизма согласованных валютных курсов («валютной змеи») тридцать с лишним лет назад покончили с претензиями британской валюты на роль резервной. Кстати сказать, пример мирового финансового центра в Лондоне показывает, что успешно функционировать в этом качестве может организационная структура и на территории государства, чья валюта не столь уж крепка и резервной не является. Сегодняшнее ослабление фунта стерлингов примерно на 40% в отношении к евро также не поставит крест на роли Лондона как центра операций глобального масштаба. Эти операции не ведутся в британских фунтах.

Российский рубль также имеет свой шанс претендовать на роль региональной резервной валюты. Но целесообразность форсированного выдвижения национальной денежной единицы на эту роль в условиях финансового и экономического кризиса неочевидна. Создание инфраструктуры рынков рублевых инструментов и ценных бумаг -- дело дорогое и долговременное. Без оздоровления банковских систем всех стран, участвующих в операциях с резервной региональной валютой, обойтись не удастся. Утверждение нового уровня доверия партнеров к экономике России также является непростой задачей. Частью этой задачи, безусловно, должно стать снижение инфляционного давления в экономике, рост цен свыше 5% в год такое доверие совершенно подрывает. Следует учитывать, что приспособление денежной и бюджетной политики, политики валютного курса к задаче продвижения рубля в качестве резервной валюты резко ограничит свободу маневра денежных и финансовых властей страны.

Создание международно признанной резервной валюты на основе счетной единицы типа SDR (специальные права заимствования -- расчетная единица МВФ), о чем нередко говорят, теоретически вполне возможно, но практически трудновыполнимо. Пример евро демонстрирует историю успеха на этом пути. Но предшествовавшая евро единица -- экю и расчетная единица аграрного рынка ЕЭС превратились в настоящие деньги только после выполнения положений Маастрихтского договора. Сначала координация между странами экономической, прежде всего бюджетной, политики, затем жесткая привязка обменных курсов к валютной единице, и только вслед за этим -- открывающаяся возможность для создания независимого от национальных правительств центрального банка и для выпуска новой валюты. Представить себе все эти действия в масштабах G20 совершенно нереально, особенно в период антикризисной накачки национальных экономик ликвидностью. В приложении к региональным условиям СНГ, в которых действуют денежные и финансовые власти России, провал многолетних попыток достичь подобного сближения с потенциальными партнерами, прежде всего с Белоруссией, наглядно демонстрирует всю сложность обсуждаемой задачи.

Сергей ДУБИНИН, в 1995--1998 годах председатель Центрального банка РФ