Реальных собственников придется раскрывать не только банкам, входящим в систему страхования вкладов. ЦБ планирует с помощью поправок в свои нормативные документы стимулировать 156 банков, не работающих с вкладами населения, раскрывать своих конечных владельцев. Эксперты считают, что заставить мелкие банки раскрывать реальных владельцев можно, только изменив закон "О банках и банковской деятельности".

К концу этого года вступят в силу поправки в закон "О страховании вкладов физических лиц", требующие от участников системы страхования вкладов (ССВ) "раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления". В настоящее время участниками ССВ являются только 938 банков, а лицензии на осуществление банковской деятельности имеют 1094 банка. Таким образом, банки-участники системы и банки, в нее не входящие, оказались в неравном положении.

На прошедшем Международном банковском форуме представители Центробанка назвали несколько вариантов устранения возникшего противоречия. Чтобы стимулировать банки за пределами ССВ к публичному раскрытию информации о реальных собственниках, директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский предложил внести поправки в указание ЦБ "Об оценке экономического положения банков", где определены пять классификационных групп банков. Распределение по группам происходит в зависимости от качества капитала, активов, доходности, ликвидности и прозрачности структуры собственности. Если структура собственности признается непрозрачной, банк не может подняться выше третьей группы. "Сведения о публикации информации о конечных собственниках банка можно использовать для оценки экономического положения банков в рамках общего надзора",— пояснил Алексей Симановский. Ухудшение позиции в группе может быть чревато сокращением финансирования в ЦБ.

Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов предложил внести поправки в закон "О банках и банковской деятельности", чтобы распространить требование публичного раскрытия реальных собственников на все банки.

Из 156 банков, не входящих в систему страхования, только Межпромбанк относится к крупным банкам, он входит в топ-30 российских банков. Остальных игроков вряд ли можно стимулировать раскрывать информацию о реальных владельцах, считает вице-президент ФБК Алексей Терехов. "Эти банки не привлекают финансирование как в ЦБ, так и на открытых рынках капитала, поэтому им это раскрытие просто не нужно",— соглашается предправления Межпромбанка Александр Диденко. Межпромбанк, по его словам, и так раскрывал реальных собственников как рейтинговым агентствам, так и аудиторам, так как неоднократно привлекал финансирование с международных рынков. Кроме Межпромбанка эти поправки могут иметь значение для банков, работающих в России менее двух лет, а потому не подававших пока заявку на участие в системе страхования вкладов, говорит аналитик "ВТБ Капитала" Дмитрий Дмитриев. По его мнению, если ЦБ поставит себе целью обязать все банки раскрывать реальных собственников, то он может внести соответствующие поправки в закон "О банках и банковской деятельности" и несоблюдение этого требования может грозить банку отзывом лицензии.

Кроме собственно поправок ЦБ планирует разработать дополнительные стимулы для банков. В частности, как сообщил заместитель директора юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов, регулятор намерен рекомендовать аудиторам и рейтинговым агентствам учитывать прозрачность структуры собственности при выставлении заключений и оценок.

В рейтинговых агентствах никаких перемен с возможными рекомендациями ЦБ не связывают. "Для нас раскрытие реальных собственников — один из важнейших элементов объективного анализа,— говорит банковский аналитик Standard & Poor`s Елена Романова.— Если мы не знаем реальных владельцев, трудно судить о возможностях финансирования, поддержки, развития банка — а все это непосредственно влияет на финансовую устойчивость банка". Вряд ли фактор публичного раскрытия собственников отразится и на работе аудиторов, добавляет вице-президент ФБК Алексей Терехов. "Аудитор подтверждает отчетность банка, и здесь не имеет значения, есть ли публичное раскрытие реальных собственников или нет",— говорит эксперт.

Впрочем, пока не торопятся раскрываться эти сведения как банки, входящие в систему страхования вкладов, так и за ее пределами. По мнению Александра Диденко, возможно, банки не спешат публично раскрывать своих реальных владельцев потому, что в кризис законодательство меняется слишком часто, в том числе и в отношении банков, входящих в систему страхования вкладов. "Команду банки получили, но выжидают: а может, еще все поменяется",— предполагает банкир.