В начале июня Госдума рассмотрит в первом чтении два законопроекта, меняющих сложившуюся систему пенсионного обеспечения.

На встрече с журналистами заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин отметил пять основных моментов предстоящих изменений:

Упразднение ЕСН и переход к системе страховых взносов избавят от необходимости деления пенсии на базовую и страховую части. По сути, останется только страховая, которая будет индексироваться по мере роста заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР. Сегодня базовая часть пенсии индексируется по росту инфляции, а страховая – по росту зарплаты. Кроме того, возможно дифференцирование страховой части в зависимости от стажа. Будет введен ее базовый размер. И в зависимости от выполнения человеком «нормы страхового стажа», к ней либо прибавят по 6% за каждый год «переработки», либо вычтут по 3% за каждый год «недоработки». Причем перерасчет будет осуществляться только один раз. Эта система начисления «бонусов» и «штрафов» должна заработать с 2015 года, на который «норма» стажа установлена в размере 9 лет. И с каждым годом она будет увеличиваться в арифметической прогрессии, пока к 2036 году не достигнет 30 лет. Зачем это нужно, вполне понятно: чтобы у гражданина был стимул трудиться и не обращаться за пенсией, пока она не достигнет достойного размера.

В 2010 году тарифы страховых взносов останутся на нынешнем уровне, но уже с 2011 года планируется их увеличение: до 26% вырастут отчисления в ПФР, до 5,1% - в фонды ОМС. Это коснется всех работодателей, за исключением отдельных категорий плательщиков. Основательно прочувствовать действие нововведений придется предприятиям малого и среднего бизнеса, работающих по «упрощенке» и «вмененке». Ведь сейчас они не платят ЕСН. Но для них, возможно, будут введены налоговые льготы. Другие работодатели тоже вряд ли с радостью воспримут повышение взносов, что, очевидно, скажется и на зарплатах сотрудников. «У бизнеса есть возможность адаптироваться к этой изменившейся ситуации», - полагает Юрий Воронин. По его словам, предприятиям в связи с повышением тарифа, возможно, придется в 2010 году увеличить фонд оплаты труда, например, не на запланированные 18-20%, а на 14-15%. Хорошо еще, если так, главное – чтобы тарифные изменения не обернулись снижениями зарплат сотрудников, что сейчас выглядит более вероятным вариантом развития событий.

Отказ от регрессивной шкалы и переход к страховым заработкам. Таким образом, работодатель будет обязан уплачивать страховые взносы за сотрудника с его зарплаты, не превышающей 415 тыс. рублей в год. По словам Юрия Воронина, будет охвачено около 97% всего работающего населения страны.

Валоризация приобретенных пенсионных прав до 2002 года (с учетом стажа работы в советский период). Особенно это касается людей, ставших пенсионерами до 1991 года. Их пенсии пострадали больше, чем у остальных, поскольку рассчитывается исходя из их еще «советской» зарплаты. Расчетный размер пенсии граждан на 1 января 2002 года считается перемножением трех параметров. Первый – это стажевый коэффициент, который колеблется от 0,55 (для стажа до 25 лет) до 0,75 (за каждый год свыше 25 лет прибавляется 0,01). Второй параметр – отношение среднемесячной зарплаты человека за 2001-2002 годы либо за любые пять лет подряд к среднемесячной заработной плате в России за тот же период. Причем оно не должно превышать числа 1,2, за исключением работников Крайнего севера, для которых оно несколько выше. Наконец, все умножается на 1671 рубль (размер среднемесячной заработной платы по состоянию на третий квартал 2002 года, посчитанный обратным счетом от суммы страховых взносов в пенсионный фонд). Далее эта сумма увеличивается в 12 раз и прибавляется к страховому капиталу, образовавшемуся с 2002 года. Валоризация предполагает увеличение расчетного размера пенсии на 10% плюс по 1% за каждый год, выработанный до 1991-го. Максимальную прибавку к пенсии получат, разумеется, люди старших поколений. По оценкам начальника управления актуарных расчетов ПФР Аркадия Соловьева, пенсионеры в возрасте от 81 до 90 лет получат прибавку в среднем около 1732 рублей, от 71 до 80 лет – 1648 рублей, от 61 до 70 лет – 1313 рублей.

Установление социальной доплаты до прожиточного минимума неработающим пенсионерам. Когда поправки в законы вступят в силу, социальная доплата будет рассчитываться исходя из прожиточного минимума того субъекта федерации, в котором проживает пенсионер. Причем, если этот минимум ниже федерального, то доплата будет производиться за счет средств федерального бюджета. А если выше, то до федерального прожиточного минимума человек получит прибавку из бюджета РФ, сверх этого должен будет заплатить субъект федерации. В случае нехватки средств у последнего вступят в действие так называемые межбюджетные трансферты. То есть Минфин, ознакомившись с ситуацией в регионе, выделит ему для этих целей деньги.

Пенсию по инвалидности решено определять старым методом – согласно группам, а не уровню ограничения трудовой деятельности, как это делается сейчас. Поскольку нынешняя система вызывает массу недовольств со стороны людей, возможности к труду которых ограничены.