Аналитики констатируют: во время кризиса такое понятие, как «деловая этика», многими компаниями либо ставится на второй план, либо вовсе забывается. Это касается выполнения обязательств как перед партнерами, так и перед собственными работниками. Две трети компаний столкнулись с задержками платежей по заключенным контрактам, а 40% нередко отказываются платить сами. Это внешний контур. А во внутреннем – 60% потерявших работу столкнулись с тем, что их принуждали писать заявления об увольнении по собственному желанию.
Последние данные исследовательской компания «Комкон» говорят, что честность и порядочность в бизнесе не выдерживают в России испытания кризисом. Выяснилось, что 67% компаний столкнулись с ситуацией задержки платежей, а 40% опрошенных ответили, что их собственные предприятия не прочь отказаться платить по заключенным контрактам. И только 30% не ощутили изменений в финансовых взаимоотношениях с клиентами и партнерами.
По мнению экспертов, подобные цифры говорят о весьма тревожной тенденции. Как отмечает генеральный директор «Комкона» Елена Конева, с начала 1990-х годов российское предпринимательство прошло большой и сложный путь развития цивилизованных бизнес-отношений. Однако трудные времена доказали, что благоприобретенные навыки деловой этики еще не успели укорениться. Все достижения в этой сфере кризис сметает.
«Неплатежи в текущей ситуации – это не просто неспособность погасить задолженность по выполненным проектам, это становится универсальным экспресс-объяснением в отношениях компаний, – подчеркивает эксперт. – Часто не предпринимается никаких попыток обсудить рассрочку долга, его реструктуризацию, принести извинения». С такой оценкой соглашается директор Центра деловой этики и корпоративного управления Наталья Утенкова. «Сейчас фирмы пытаются выжить и очень часто закрывают глаза на те вещи, которые были важны до кризиса», – сообщила она «НИ».
Опасность возврата к кризису неплатежей, который страна уже пережила в начале 1990-х, отражается и на сотрудниках компаний. В марте с задержкой заработной платы столкнулись 32% опрошенных (лично или у кого-то из членов семей). Каждый четвертый был уволен или сокращен. 60% из тех, кто в связи с кризисом потерял работу, признались социологам, что их принуждали написать заявления об увольнении по собственному желанию.
Менее половины участников исследования (47%) в момент увольнения получили все причитающиеся им выплаты. С выходным пособием в размере среднемесячного заработка за два месяца повезло лишь четверти опрошенных. Примерно столько же были предупреждены о предстоящем сокращении за два месяца, как это положено по закону. Запись в трудовую книжку о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников организации была сделана лишь 18% уволенных.
По мнению экспертов, нарушения прав работников у нас происходит практически повсеместно. «В России трудовое право является фикцией», – сказал «НИ» заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. По его словам, когда отдельный работник пытается отстаивать свои права, он почти всегда терпит неудачу. Депутат полагает, что в ситуации кризиса, когда увольнения становятся массовыми, очень помогли бы профсоюзы. «Но, к сожалению, реальное профсоюзное движение развито в стране очень слабо, поэтому, естественно, что о людей вытирают ноги», – заключает г-н Шеин.