Сегодня российское правительство представит новый вариант бюджета на 2009 год и обнародует новую антикризисную программу. Ведущие экономисты страны считают, что основой выхода должна стать жесткая бюджетная политика.

В четверг правительство рассмотрит два документа, способные определить экономическую ситуацию в государстве на ближайшее будущее – скорректированный бюджет на 2009 год, а также антикризисную программу.

Доходы в новом варианте бюджета, как уже анонсировали чиновники, будут гораздо (на 4,2 трлн рублей) меньше заложенных в первоначальном плане (в итоге 6,7 трлн рублей). Расходы по большинству статей сокращены, однако в общем объеме даже выросли (на 667,3 млрд рублей – до 9,6 трлн рублей). Объясняется это увеличением трат на борьбу с экономическим кризисом.

Новый антикризисный план правительства будет состоять из 7 приоритетных направлений, а также механизмов их реализации.

Среди приоритетов: «социальная защита граждан», «сохранение промышленного и технологического потенциала российской экономики», «активизация внутреннего спроса за счет импортозамещения и создания преференций для российских товаров», «соответствие долгосрочным приоритетам развития страны», «снижение административных барьеров для бизнеса, в том числе антикоррупционная программа и меры по развитию малого и среднего бизнеса», «поддержка национальной финансовой системы», «проведение ответственной макроэкономической политики государства». Эта программа потребует дополнительных 1,6 трлн рублей, отметил источник в правительстве. «Сам антикризисный пакет стоит гораздо больше – он включает в себя и ряд выпадающих доходов от налоговых льгот, а также меры по линии Центробанка», – цитируют источник РИА «Новости».

В среду ведущие экономисты страны устроили альтернативное обсуждение путей вывода России из кризиса, собравшись на первом заседании экспертного экономического клуба «Экспертиза кризиса». Власти сейчас могут поступать более взвешенно и трезво, поскольку природа кризиса в России стала уже понятной, считают они. По мнению ректора Академии народного хозяйства при правительстве России Владимира Мау, у нас классическая стагфляция, о чём прямо свидетельствует рост безработицы при двузначной инфляции. А поэтому и методы борьбы с кризисом должны быть иные, нежели в экономически развитых странах.

«В начале 90-х власти критиковали за то, что они всё «сдирают» у Америки, а сейчас за то, что они действуют иначе», – усмехнулся эксперт.

В отличие от тех же США, которые накачивают экономику деньгами и пытаются подхлестнуть внутренний спрос, в России необходимо проводить жёсткую кредитно-денежную и бюджетную политику, уверен он. То есть, по большому счету, российские монетарные власти действуют сейчас верно. «Я против стремления донести дешёвые деньги до экономики сейчас», – согласился главный экономист Траст-банка Евгений Надоршин. В России на самом деле кризис перепроизводства, и сейчас бессмысленно кредитовать предприятия напрямую: так как они снижают свою инвестиционную активность, то полученные деньги используют для наращивания производства «на склад», считает он.

Какая бы господдержка предприятий ни была, она должна быть непрямой, возвратной и на конкурсной основе, чтобы не снижать конкуренцию, предупредил Надоршин. А такие действия, как формирование каких-то отдельных «списков», подрывают конкуренцию. В то же время кризис дал возможность тем, кто жил по средствам, довольно неплохо его переносить, а отдельным – даже пользоваться запредельно дорогими ныне банковскими кредитами, заметил Надоршин: предприятия могут короткое время действовать и себе в убыток, к тому же резкое снижение производственных цен при сохранении высокой потребительской инфляции поддерживает многие из них.

Основные требования председателя совета директоров МДМ-банка, члена правления РСПП Олега Вьюгина, к антикризисному пакету: действия правительства должны быть аккуратными, чтобы бизнес получил некий «якорь стабильности» – стабильный курс рубля или темпов инфляции; социальные обязательства должны быть профинансированы в достаточной степени; прямая поддержка предприятий должна осуществляться точечно, лишь в действительно стратегических отраслях.

Ошибкой было бы надеяться решить все проблемы за счёт лишь вливания госсредств, заключил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. В целом необходимо увеличивать роль государства в регулировании экономики и финансовых рынков, добавил ректор Финансовой академии при правительстве России Михаил Эскиндаров.

В целом эксперты с оптимизмом смотрят на результативность антикризисных мер и на дальнейшие перспективы российской экономики. С макроэкономической точки зрения основной удар страна уже перенесла.

Экономика России в целом приспособилось к внешнеэкономическому шоку IV квартала 2008 года, а Центробанк, соответственно, «приспособил» курс рубля путём «плавной девальвации», оценил Вьюгин.

А в течение 2009 года произойдёт приспособление к следующему шоку – шоку внешней задолженности корпоративного сектора, ожидает он, который, к слову, составляет 30% от ВВП, в то время как в США он в 3,5 раза больше.

Эксперты похвалили и бюджет. Нынешний бюджет свёрстан таким образом, что поток денег из него не подхлестнёт инфляцию: он увеличит денежное предложение, замещая деньги Центробанка, который сворачивает кредитование банковского сектора, а часть денег из бюджета корпорации смогут использовать для погашения внешних долгов, добавил Вьюгин. Более того, в дальнейшем у нас возможен даже «японский» вариант при некоторой дефляции и незначительных темпах роста, считает Надоршин.

У кризиса не будет одного «дна». Во-первых, время будет разное для разных параметров, например, для величины безработицы или промышленного роста, а во-вторых, оно будет зависеть от мер, предпринимаемых правительством, заметил Надоршин. Некоторая ясность может наступить на рубеже 2009–2010 годов, добавил он. Кризис закончится тогда, когда компании научатся эффективно использовать капитал. В этом случае банки снова захотят их кредитовать, заметил Вьюгин.