Среди многочисленных предложений того, как защитить россиян от последствий кризиса, прозвучало и такое: надо в очередной раз заморозить цены на продукты, а точнее их рост.

Рост цен — в принципе, процесс нормальный. По законам рыночной экономики он происходит постоянно, но по этим же законам ему должен соответствовать рост дохода населения. С другой стороны, кризисный период (каким бы сильным и затяжным он ни был) традиционно несёт падение цен на товары и услуги, что, в общем-то, и можно сейчас наблюдать во многих западных странах. У нас же, почему-то, происходит наоборот: доходы населения падают пропорционально растущей безработице, а цены продолжают расти, несмотря на бушующий кризис. По данным Росстата, за прошлый год некоторые продукты подорожали более, чем на треть, сильнее всего — хлебобулочные изделия, масло и молоко. На этот год прогнозы не лучше: по средним оценкам продовольствие станет дороже на 20-25%.

Борьбу с ростом цен ведут на разных фронтах. В прошлом году меры варьировались от регуляции таможенных пошлин до ограничения торговой наценки на продукты питания. До мая 2008-го в России действовала так называемая заморозка цен на социально значимые продукты — хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца. Однако, как видно, это не особенно помогло: летом и осенью и продавцы и производители почувствовали на себе дыхание кризиса — и цены подлетели с новой силой. На покупателей возлагались дополнительные расходы на дорожающее сырьё и возврат банковских кредитов, а также компенсация потенциального падения прибыли из-за снижения потребления.

— А на самом деле цены на сельхозпродукты и на другие товары должны падать, даже несмотря на то, что есть определенный рост тарифов в этом году — на 20-25%, — считает замглавы комитета Госдумы по собственности Евгений Богомольный. — Можно понять, допустим, почему цены растут на импортные товары — потому что соотношение валют изменилось, доллар стал больше стоить. А на наши? Мы, видимо, сами бизнес ведем кое-как. Есть две модели бизнеса: вещь стоимостью 5 рублей продавать за 10 и зарабатывать деньги на больших продажах, а можно вещь стоимостью 5 рублей продать за 1000 рублей, но одну в месяц. Почему-то мы более склонны ко второй модели. Поэтому мы так и живем, — заявил депутат во время онлайн-конференции на AIF.RU.

Однако в этом году об административных мерах борьбы с ростом цен пока никто не заикался. Правительство было занято спасением банковской системы, затем реальной экономики, затем проблемой безработицы и помощью союзным государствам. Только сейчас первые предложения в этом направлении появились в Госдуме. Пакет срочных антикризисных мер, в числе которых очередная заморозка цен и ограничение роста тарифов ЖКХ, разработал думский комитет по собственности.

Например, в пакет входит предложение ввести предельные наценки на сельхозпродукцию, «заморозить» рост цен на уровне 5% и снизить ввозные пошлины на важнейшие категории лекарств. Последние также подорожали в последнее время, из-за чего многим россиянам пришлось перейти на более дешёвые и зачастую менее качественные аналоги. Депутаты также советуют Федеральной антимонопольной службе внимательнее следить за деятельностью продавцов в нефтяной и автомобильной отраслях, особенно обращая внимание на цены на бензин, авиакеросин и т.п.

Кроме того, депутаты разработали механизм стимулирования «сберегательной активности» населения. Например, часть дохода физических лиц предлагается освободить от налога (суммарный годовой доход до 150 тысяч рублей). Также в рамках законопроекта налоговые послабления могут получить ПИФы и частные пенсионные фонды — так они получат возможность более эффективно инвестировать вложенные средства. Кроме того, «сегодня все они платят избыточные налоги по сравнению с их „коллегами“ в западных странах», утверждает глава комитета по собственности Виктор Плескачевский.

Плескачевский также предложил ввести обязательное страхование вкладов юридических лиц. Сейчас, согласно действующему закону, страхуются только частные вклады до 700 тыс. рублей; депутат же считает, что сумма должна быть увеличена до 1 миллиона, передает «Российская газета». Ещё одно предложение — организовать на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) своеобразную торговую площадку, продавать с которой будут плохие банковские активы. В период кризиса такой механизм будет довольно актуален и, кроме того, разгрузит само Агентство: сейчас именно АСВ приходится заниматься прогоревшими банками, распределять их долги или подыскивать им инвесторов. Возможно также, что это поможет ускорить процесс ликвидации или, наоборот, санации банков, облегчив жизнь их клиентам.